Теология Анаксагора. «Нус»: духовное мыслящее начало или «deusexmachine»?

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Зиннуров Руслан

Письменная работа по курсу Догматика I

Теология Анаксагора.

«Нус»: духовное мыслящее начало или «deusexmachine»?

Анаксагор, живший в V в., по рождению происходил из Клазомен в Ионии (Малая Азия). Здесь уместно вспомнить, что Иония являлась родиной древнегреческого материализма, и молодой тогда Анаксагор усвоил некоторые философские и научные взгляды Анаксимена Милетского. В зрелые годы его деятельность протекала в Афинах.

Говоря о теологических воззрениях Анаксагора, его учение можно разделить на две части: во-первых, учение о «гомеомериях» («семенах», «подобочастных»), а во-вторых, учение о «нусе» («уме»).

Трудность рассмотрения теологии досократиков, к коим относится и Анаксагор, заключается в том, что от них до нас дошли лишь фрагменты произведений. К тому же довольно часто необходимую информацию представляется возможным почерпнуть лишь из произведений более поздних философов, которые цитируют и вовсе недошедшие до нас работы досократиков. О философских и теологических взглядах Анаксагора упоминают Диоген Лаэртский, Гарпократион, Плутарх, Платон, Аристотель, Ипполит, Климент Александрийский, Ириней и др. Однако большинство фрагментов из Анаксагора нам сейчас известны и доступны благодаря щедрому цитированию его произведений Симпликием.

Так что же мы можем почерпнуть из дошедших до нас фрагментов произведений Анаксагора относительно его теологических взглядов? Отвечая на этот вопрос, следует отметить, что в теологии Анаксагора четыре знаменитых теологических вопроса Цицерона нашли отражение не в полной мере, но это и понятно. Ведь Анаксагор принадлежал к философам того времени, когда теологическая проблематика только начинала разрабатываться. Основываясь на дошедших фрагментах из Анаксагора, мы можем утверждать лишь то, что больше всего нам известно о его взглядах на то, что такое Бог, каков он и каков статус творения, т.е. каково взаимоотношение между материей и Богом.

Вместе с тем, существует определённая проблема, обойти которую никак нельзя, говоря о теологических взглядах Анаксагора. С одной стороны, в них наблюдаются определённые черты, сближающие его с предшествовавшим ему древнегреческим материализмом. С другой стороны, Анаксагор утверждает, что существующий мировой строй образовался и продолжает образовываться деятельностью «нуса», который приводит в порядок первоначально беспорядочные, хаотически смешанные материальные частицы. Тем не менее, остаётся подозрение, что, введя «нус» в качестве движущей силы и начала, упорядочивающего первоначальный хаос, Анаксагор понимал под «умом» не столько духовное, мыслящее начало, сколько материальную, механическую движущую силу.

Итак, представляется необходимым процитировать те фрагменты из Анаксагора, которые позволят, во-первых, проиллюстрировать данную проблему, а во-вторых, выявить, как Анаксагор отвечает на четыре теологических вопроса Цицерона.

Вопрос 1. Источник богопознания: откуда мы знаем, что Бог существует?

К сожалению, по сохранившимся фрагментам, мы не можем что-либо

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Догматика
Тип:
Домашние задания
Размер файла:
108 Kb
Скачали:
0