Воскрешение Лазаря предваряет воскресение Христа. Элементы истории о воскрешении Лазаря

Страницы работы

Содержание работы

Воскрешение Лазаря, 11:(1–20) 21–27 (28–31) 32–45 (46–54)

Преподавателям следует внимательно прочитать весь отрывок, чтобы хорошо понимать, что происходит. С детьми, особенно теми, кто читает плохо, можно прочитать лишь центральную часть (32-45) плюс ещё некоторые стихи по мере обсуждения. Главная мысль занятия: воскрешение Лазаря предваряет воскресение Христа, Тот, Кто есть воскресение и жизнь не мог остаться в гробе, но восстал на третий день.

1: Мария и Марфа — несомненно те сёстры, о которых повествует Лука в 10 главе. Кроме того, во время Страстной недели Господь, скорее всего, ночевал именно в их доме (см., например, Мф. 21:17).

2: об этом эпизоде Иоанн пишет далее (см. 12 гл.) — указание на то, что слушатели уже знали об этом эпизоде, т. е. они либо слышали об этом из других Евангелий, либо из устного предания (проповедей).

4: может показаться, что это как-то жестоко: Христос, чтобы прославиться, готов пожертвовать своим другом. Но нужно понимать, что слава Божия и слава людская — совсем разные. Во-первых, слава принадлежит Богу по праву, Он — Бог славы. И Он таким пребывает независимо от того, прославляем ли мы Его или нет. Во-вторых, Иисус ищет славы не из честолюбия, но ради нас. Когда слава Божия явлена, тогда люди привлечены к Нему, слушают Его слово и веруют в Него. Прославление Господа важнее для нас, чем для Него — как в Катехизисе: “Имя Божие свято само по себе... но мы просим в этой молитве, чтобы оно святилось и у нас.” — ср. ст. 15.

6: кажется, что Бог медлит. Это и наш вопрос: почему Он не вмешивается, почему не предотвращает какую-то беду, не исправляет ситуацию немедленно. Но у Него есть Своё назначенное время. Иногда нам удаётся отчасти понять, почему Он, как нам казалось, медлил, а иногда не удаётся.

21: сложно сказать, что это — упрёк или сетование. Наверное, и то, и другое. Марфа, несомненно, твёрдо верующая женщина. Но она скорбит о брате, и ей (как часто и нам) непонятно, почему Господь не был с ним тогда, когда Он был так нужен Лазарю.

25-26: очень важные слова Христа. Во-первых, воскресение и жизнь — не просто понятия, но это и есть Сам Господь, Учитель. Поэтому воскресение и жизнь — не дело лишь будущего, но они уже здесь и сейчас рядом с нами. Во-вторых, пребывание со Христом, во Христе не отменяют временную смерть (“если и умрёт...”), но стали залогом вечной жизни, преодоления вечной смерти (“не умрёт вовек”). В-третьих, здесь вновь подтверждение того, что Христос не только “объект” воскрешения, но и “субъект” — см. Ин. 10:18.

32: Мария повторяет то, что сказала Марфа. Возможно, они говорили об этом друг с другом, когда ждали прихода Христа у постели больного брата, и когда уже готовили его, умершего, к погребению.

33: Иисус знает, что Лазарь воскреснет, причём через несколько минут. Однако, и Его поражает скорбь. Господь скорбит о людях, которым Он хотел дать бессмертие, но которые своим неверием отреклись от Бога и подверглись рабству смерти.

“возмутился” — не в смысле “вознегодовал”, а “содрогнулся”, “все чувства пришли в смятение”.

35: Иисус даже плачет у гроба друга. Это важно отметить по двум причинам. Во-первых, здесь перед нами стоит истинный Человек, который скорбит о друге, а не бесстрастный Бог, Которого ничто не может коснуться. Во-вторых, иногда можно услышать, что христианам не пристало скорбеть о смерти близких. Мы, дескать, верим в воскресение, мы должны радоваться, что наш брат теперь с Господом. Но Сам Христос скорбит и плачет. Это уместно и правильно. Мы верим в воскресение, но нам не хватает близкого человека сейчас.

37: реплика иудеев повторяет по смыслу слова сестёр: “почему Ты не исцелил нашего брата?”

38: здесь появляются элементы, которые указывают и на воскресение Самого Христа: гроб в виде пещеры, вход в которую завален камнем, пелены на теле погребённого и плат на его голове, и, конечно, само воскресение.

39: реплика Марфы прекрасно укладывается в её образ — деловитая, приземлённая. Да, она верит в воскресение, верит в то, что Иисус — Христос, но, всё же, Лазарь уже четыре дня в гробе, уже гниёт, от него распространяется зловоние. Разве что-то можно сделать? Другое дело, когда Христос воскрешал дочь Иаира или сына наинской вдовы — они совсем недавно умерли, лежали ещё “как живые”. А тут смерть уже полностью завладела телом Лазаря...

43: кульминация отрывка. Господь словом призывает Лазаря выйти из гроба, и это же слово и даёт ему такую возможность. Мы часто склонны воспринимать Божественные повеления как приказ что-то сделать. Бог говорит, а мы должны собраться, взять себя в руки, напрячься и сделать то, что Он говорит. Ну, или хотя бы начать что-то делать, а уж Господь, видя наше старание поможет нам. Но это далеко не всегда так. Лазарь не мог ничего сделать, он не мог ничего начать. Он был мёртв. Слово, которое призвало его выйти из пещеры, оно же и воскресило его, подняло, оживило. Точно то же происходит и с нами, “мёртвыми по преступлениям и грехам” (Еф. 2:1). Слово Божие призывает нас покаяться и уверовать, но оно же и даёт нам покаяние и веру.

45: это знамение породило во многих веру. Иоанн часто говорит подобным образом, вспомним хотя бы 2-ю главу, брак в Кане.

46-48: однако, как мы это тоже видели раньше, были и те, кто не уверовал, но ещё больше озлобился против Христа. Вожди Израиля были уверены, что проповедь Иисуса вызовет бунт, восстание, которое будет жестоко подавлено римлянами (именно это и произошло в конце 60-х годов и завершилось разрушением храма).

49-52: очень интересный эпизод. Каиафа пророчествует, хотя и сам не понимает всей глубины и правдивости своих слов. Иоанн при этом подчёркивает, что он это делает не просто так, но потому, что был первосвященником, т. е. он и был поставлен Богом чтобы провозглашать слово Божие, учить и пророчествовать.

53: воскрешение Лазаря стало последней каплей. Смерть Иисуса была неизбежна.

Вопросы:

1.  Почему Марфа и Мария считают, что если бы Христос был рядом, то Лазарь не умер бы?

2.  Как вы думаете, почему Господь не поспешил в Вифанию, когда узнал, что Лазарь болен?

3.  Бывают ли в вашей жизни ситуации, когда вам кажется, что Господь медлит, не вмешивается, хотя Его помощь очень нужна?

4.  Как Иисус относился к Лазарю? Как Он воспринял его смерть?

5.  Можно ли предположить, что Лазарь был, например, в глубоком обмороке, и Христос лишь привёл его в чувство громким криком?

6.  Прочитайте стт. 25-26. Как Себя называет Христос? Как вы это понимаете?

7.  Постарайтесь вспомнить историю воскресения Христа. Какие элементы истории о воскрешении Лазаря напоминают её?

8.  Если Он — воскресение и жизнь, мог ли Он Сам остаться мёртвым?

9.  Как именно Господь воскрешает Лазаря?

10.Что сделал Лазарь для своего воскрешения?

11.Что мы можем сделать для своего воскрешения из греховного состояния?

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Гомилетика
Тип:
Конспекты лекций
Размер файла:
41 Kb
Скачали:
0