Методология и практика проведения научных исследований

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Методология и практика проведения научных исследований

Метод – в самом широком смысле – путь к чему либо

Понятие методология – система определенных способов и приемов, применяемых в той или иной сферах деятельности; Учение об этой системе, общая теория метода, теория действий.

Основная функция метода  - внутренняя организация и регулирование процесса познания или практического преобразования того или иного объекта.

Необходимо разработать метод…

Он дисциплинирует поиск истины, позволяет экономить силы и время, двигаться к цели кратчайшим путем.

Наука – непрерывно развивающаяся система знаний объективных знаков природы, общества и мышления, получаемых и превращаемых в конкретную силу общества в результате специальной деятельности.

Науку можно рассматривать в различных измерениях.

·  как специфическую форму общественного сознания, основу которой составляет система знаний.

·  как процесс познания закономерностей объективного мира

·  как определенный вид общественного разделения труда

·  как один из важнейших факторов общественного развития и как процесс производства знаний и их использование основным признаком и главной функцией науки является понятие объективного мира. Наука создана для непосредственного выявления существующих сторон всех явлений ….


лекция № 2

цель науки – познание законов развития природы и общества и воздействия на природу на основе использования знаний для получения полезных обществу результатов. Пока соответствующие законы не открыты, человек может описывать явления, собирать, систематизировать факты, но он ничего не может объяснить и предсказать.

Развитие науки

1.  Сбор факторов

2.  Систематизация и изучение

3.  Обобщение и раскрытие отдельных закономерностей к связанной, логически стройной системе научных знаний

4.  Объяснение уже известных фактов и предсказание новых

Познание

Процесс движения человеческой мысли от незнания к знанию

Факты

Это воздух ученого, сами по себе они еще не наука.

Факты становятся составной частью научных знаний, когда они выступают в систематизированном, обобщенном виде.

Структурный элемент науки

Систематизация и обобщение фактов с помощью простейших абстракций – понятий (определений)

Категория – наиболее широкое понятие абстракции

К категориям относятся философские понятия о формате и содержании явлений.

Формы знаний – принципы и аксиомы.

Под принципом понимают исходные положения какой-либо отрасли наук.

Научные законы – важнейшее составное звено научных знаний, отражающее наиболее существенные, устойчивые, повторяющиеся объективные внутренние связи в природе, обществе и мышлении.

Обычно законы выступают в формате определенного соотношения понятий и категорий.

Теория – наиболее высокая  форма обобщения и систематизации знаний.

Под теорией понимают учение об обобщенном опыте, формулирующее научные принципы и методы, которые позволяют обобщить и познать существующие процессы и явления, проанализировать действияи явления, проанализировать действия .

Научная теория

Любая научная теория, объясняя характер тех или иных процессов действительности, всегда связана с определенным частным методом исследования.

Гипотеза .

В том случае, когда отсутствует достаточный фактический материал, то в качестве средства достижения научных результатов используют гипотезы.

Гипотеза – научно обоснованное предложение какого-либо процесса, которые после проверки могут оказаться истинными или ложными.

Развитие науки

Есь революционирования практики, направленное для создание новых

Похожие материалы

Информация о работе