Влияние подуклонки и ширины колеи на износ рельсов

Страницы работы

Фрагмент текста работы

ВЛИЯНИЕ ПОДУКЛОНКИ И ШИРИНЫ КОЛЕИ НА ИЗНОС РЕЛЬСОВ

, докт. техн. наук, , , кандидаты техн. наук, , инженер

Несколько лет кафедра «Путь и путевое хозяйство» СГАПС (НИИЖТа) изучала взаимосвязь параметров пути с интенсивностью изнашивания рельсов в кривых. Наибольшее внимание при этом уделяли ширине колеи и подуклонке рельсов. Наблюдения проводили на участках Западно-Сибирской, Кемеровской и Восточно-Сибирской дорог со сложным планом и профилем.

Проанализировали результаты измерений на 22 кривых радиусом от 300 до 1000 м. Грузонапряженность там от 33 до 106 млн.т-км/км брутто в год, осевая нагрузка от 78 до 225 кН. Рельсы типа Р65 объемнозакаленные длиной 25 м, шпалы деревянные, 2000 шт./км, скрепление костыльное, балласт асбестовый и частично щебеночный.

Износ определяли по профилограммам, снимаемым игольчатым профилографом в пяти сечениях каждого рельса кривой: в 1,5 м от принимающего и отдающего концов, через 11 шпальных ящиков от этих сечений и в середине рельсов. На некоторых опытных участках профилограммы получали в сечениях, расположенных через 1 м один от другого. Кроме того, измеряли ширину колеи, возвышение наружного рельса и подуклонку рельсов с помощью шаблона ЦУП и линейки системы Д.А.Акользина.

Очертания головок рельсов затем совмещали с профилем нового рельса Р65 и специальным шаблоном находили вертикальный и боковой износы, углы наклона касательной к поверхности катания и боковой рабочей грани головки. С помощью планиметра устанавливали площадь износа головки рельса. Все эти данные, собранные в одних и тех же сечениях рельсов за 1,5—2,0 года, позволили проследить закономерность и характер из

менения износа в процессе эксплуатации пути.

Для определения наиболее изнашиваемой рабочей части головки поперечный профиль рельса на каждой профилограмме разбивали на 6 зон, для каждой из которых узнавали площадь износа и его интенсивность (рис. 1). Обобщенные данные об изнашивании различных зон головки в зависимости от пропущенного тоннажа свидетельствуют о том, что до пропуска примерно 40 млн. т груза наиболее частому воздействию колес подвергаются зоны округления головки рельсов и боковой грани. При этом интенсивность износа поверхности катания в 5-й зоне снижается. К моменту пропуска 60—90 млн. т груза в этой зоне она резко увеличивается, а в 1-й и 2-й зонах заметно уменьшается, что говорит о смещении места наиболее частого соприкосновения колес и рельсов ближе к округлению головки. При пропуске около 100 млн. т груза наибольшее количество циклов воздействия колес вновь приходится на 1-ю зону, т.е. на боковую рабочую грань. При этом изменяются угол ее наклона, угол наклона поверхности катания и радиус округления головки.

Для анализа изменения формы головки рельсов Р65 по профилограммам определяли также ординаты точек поверхности головки в 15-и сечениях по схеме, показанной на рис. 2. Затем по ординатам в зависимости от пропущенного тоннажа Т устанавливали связь линейного вертикального износа вида у = аТ + Ь, вычисляли параметры линейной регрессии а и и и выборочный коэффициент корреляции г. В таблице приведены эти данные для кривых радиусом 296—301 м, расположенных на подъемах и спусках уклоном 15—16%о высокогрузонапряженного направления.

Анализ показал, что быстрее изнашиваются зо ны округления и боковой рабочей грани (сечения 9—15), особенно в начальный период работы рельсов, что

Номера сечений

Уклон пути

Спуск

Подъем

г

а

b

г

а

b

1

0,995

0,0270

-0,153

0,883

0,0230

-0,212

2

0,996

0,0307

-0,139

0,984

0,0278

-0,051

3

0,991 ,

0,0245

0,322

0,956

0,0296

0,0407

4

0,952

0,0326

0,526

0,955

0,0316

0,236

5

0,994

0,0345

0,816

0,998

0,0374

0,139

6

0,980

0,0368

0,868

0,959

0,0359

0,391

7

0,994

0,0410

0,895

0,956

0,0375

0,513

8

0,968

^-0,0425

1,125

0,932

0,0325

0,904

9

0,957

0,0368

1,672

0,903

0,0351

0,820

10

0,980 --

0,0559

1,112

0,958

0,0472

0,807

11

0,986

0,0531

1,193

0,981

0,0497

1,114

12

0,980

0,0537

1,434

0,972

0,0562

1,128

13

0,993

0,0775

0,608

0,960

0,0686

0,817

14

0,989

0,0886

0,376

0,941

0,0655

1,271

15

0,952

0,1032

-0,153

0,988

0,0707

1,228

Примечание. Задаваясь пропущенным тоннажом, по уравнениям регрессии можно определять ординаты поверхности головки для построения профиля рельса.

приводит к изменению угла наклона боковой грани от 90° до 65—66' при вертикальном износе рельса 8—10 мм. По мере нарастания износа радиус округления головки увеличивается до 30—40 мм, а при вертикальном износе более 6—8 мм этот радиус вновь несколько уменьшается.

В результате более интенсивного износа рельсов в сечениях, прилегающих к зоне скруг-ления головки, поверхность катания приобретает уклон внутрь колеи. Причем наиболее быстро он возрастает до пропуска примерно 40 млн. т груза, достигая 1/15—1/18. Затем к моменту пропуска примерно 90—100 млн. т груза уклон почти не изменяется, а в дальнейшем опять начинает несколько расти. Одновременно с этим происходит постепенная разуклонка рельсов под действием значительных боковых сил на наружную нить и интенсивного врезания наружной кромки подкладки в шпалу. Поэтому истинную подуклонку, согласно ранее выполненным

Похожие материалы

Информация о работе