История создания женского русского костюма эпохи Возрождения, страница 2

На кринолинах 1863 года (см. стр. 91) носят платья с большим шлейфом, а с 1864 года платья, фасоны которых заимствованы в XVIII веке. Юбки этих платьев драпированы на боках и сзади или заложены глубокими складками. Юбки, которые носят на плоском впереди кринолине, шьют с клиньями высотой около 30 см, вставленными между всеми швами. Шьют их также из семи полотнищ, скошенных с одной стороны. Задние два полотнища сшиты косыми сторонами.

1867—1870 годы. На новом кринолине, с обручами только на подоле, носят платья почти облегающие фигуру, а также платья, юбка которых заложена на боках и сзади плоскими складками или драпирована на турнюре.

Сообщая в 1869 году о новом виде драпировки «пуфом» на нарядных платьях, журнал «Модный свет» следующим образом описывает «устройство пуфа»: «Длинную юбку вывертывают наизнанку и прометывают белой ниткой полукруг, который составляет контур пуфа. На этот контур пришивают на расстоянии полутора-двух вершков (7—9 см) медные колечки, в которые продергивают двойной шнурок, как во всякие кулисы. Колечки начинают от бокового полотнища сверху, идут полукругом книзу и на половине заднего полотнища отстоят от пояса на аршин или аршин с четвертью (70—90 см) по росту особы. Часть юбки, образующую пуф, подложить тарлатаном или кисеей». Все эти платья имеют шлейф, длина которого зависит от назначения туалета.

В это же время встречаются платья прежних покроев на почти круглом, умеренно широком кринолине, лифы с расширяющимися книзу, разрезанными или с буфчатыми рукавами, наряду с более модными лифами с узкими рукавами.

Уровень талии по-прежнему несколько завышен.

В середине 1850-х годов мода предписывает шить казак, т. е. полудлинный, прилегающий в талии жакет, из той же материи, что и платье. Затем появляется костюм, состоящий из юбки и жакета в виде казака или свободной куртки или кофты. Его носят с блузкой или рубашкой с отложным или стоячим воротничком и галстуком, иногда поддевают и жилет. С начала 1860-х годов костюм становится обычным дневным туалетом для выхода на улицу и для визита.

Как того требуют платья на кринолине, вся верхняя одежда чрезвычайно широка. Носят всевозможные пелерины, салопы и меховые ротонды, мантильи, бурнусы, полудлинные пальто и казаки (см. стр. 83 и 95). Казаки, иногда и пальто, прилегают на спинке в талии. Носят платки и шали. Вся верхняя одежда, кроме ротонд, спереди короче, чем сзади. В 1867 году появляются «шубки», спереди доходящие почти до пола, сзади с небольшим шлейфом, образуемым тремя складками, заложенными на спине под пелеринкой, опушенной мехом. Все же и в конце 1860-х годов преобладает полудлинная верхняя одежда, из-под которой не только спереди, но и сзади виден низ платья.

В 1850-х и 1860-х годах мода предписывает дамам одеваться «богато», а молодым девушкам более скромно.

Множество украшений на платьях и верхней одежде, широкие юбки с воланами, драпировкой, складками и сборками, тяжелые ткани, материи с крупным узором должны создавать впечатление праздничной пышности. Видимо, чувство меры не было свойственно всем женщинам, одевающимся по моде, ибо уже с середины 1850-х годов журналы предупреждают, что «от изящного до смешного только один шаг, один аршин ленты, одна оборка». Такого рода напоминания появляются неоднократно и позже. В те годы, когда носят платья с двойной юбкой, более длинную шьют из ярких материй. Особенно часто упоминаются красные и фиолетовые, отделанные черным бархатом юбки, над которыми вздержками драпируется верхняя серого, песочного или какого-нибудь иного цвета. Платья с одной юбкой отделывают яркой полоской по низу баски и подолу юбки. Например, в 1865 году «Модный свет» пишет о розовато-сером платье, обшитом голубой с черным тафтяной полосой.

Платья, как и верхняя одежда, молодых девушек отличаются от дамских меньшим количеством отделки. Кроме того, платья молодых девушек не шьют из тяжелых тканей.