Введение в менеджмент. Цель и задачи дисциплины

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Тема 1: Введение в менеджмент

1.  Основные понятия менеджмента

2.  Место менеджмента среди научных дисциплин

3.  Цели и задачи менеджмента

4.  Актуальность дисциплин «Основы менеджмента»

I

Современно понимание менеджмента заключается в управлении людьми, а через них в управлении процессами и явлениями.

Цель дисциплины «Основы менеджмента»:

1.  Освоение теоретических знаний и приобретение практических умений в управлении деятельности

Задачи дисциплины «Основы менеджмента»:

1.  Изучение теории и истории менеджмента

2.  Изучение современных достижений и находок в теории практического менеджмента

3.  Освоение практических умений в решении управленческих задач

4.  Обучение творческому подходу и решению управленческих задач

Виды менеджмента:

1.  Финансовый

2.  Инвестиционный

3.  Стратегический

4.  Производственный

5.  Инновационный

Междисциплинарные связи:

1.  Маркетинг и финансы

2.  Психология и социология

3.  Политология и статистика

4.  Логистика и ОЭТ

II

Категории дисциплины основы менеджмента:

1.  Управление

2.  Руководство

3.  Собственно менеджмент

4.  Самоуправление

5.  Лидерство

6.  Вождизм

7.  Администрирование

8.  Организация

9.  Коллектив

Управление – скоординированные мероприятия для достижения определенных целей.

Руководство – управление людьми для достижения определенных целей

Менеджмент – управление, управление в социальных и экономических сферах

Управление относится к сфере государственной власти, а менеджмент относится к экономической и производственной сферах

Менеджер – человек, управляющий экономической и социальной сферами

III

Управление (система)

Управляющая           Управляемая

                                                           (субъекты)                 (объекты)

Организация – совокупность материальных объектов и коллектива людей, объединенных определенной целью

Коллектив – сообщество людей, работающих в одной организации

Топ-менеджер

Middle-менеджер

First-менеджер

Лидерство – отношение доминирования и подчинения

Лидерство

 


Традиционные концепции             Современные концепции

1.  Личностная                                 1. Атрибутивная

2.  Поведенческая                           2. Харизматическая

3.  Ситуационная                            3. Реформирующая

Личностная – основана на личности, качества субъекта и объекта

Поведенческая – Распределение обязанностей, требования, поощрения, критика

Ситуационная – в зависимости от ситуации

Вождизм – политическое лидерство

Сферы применения категории управления

Сферы применения

Управление

Руководство

Менеджмент

Лидерство

Вождизм

Политическая

+

-

-

+

+

Социальные процессы

+

+

+

+

-

Технология производства

+

-

+

-

-

Технические системы

+

-

+

-

-

IV

Задачи современного менеджера:

1.  Делать интересной свою профессиональную жизнь

2.  Делать интересной профессиональную жизнь подчиненных

3.  «Сделать деньги»

4.  Сделать свою личную жизнь

ТЕМА 2: Развитие теории и практики менеджмента.

1.  Развитие менеджмента как науки

2.  Школа научного управления

I

Научные школы и подходы к системе управления

Годы

Научные школы и подходы

Представитель школы

Главные принципы системы управления

1911 - 1916

Школа научного управления

Тейлор и Гант

Новая ментальность

Научно продуманные рабочие задания

Научный отбор персонала

Индивидуальное стимулирование, единоначалие

Графики Ганта

Середина 50х

Японская школа менеджмента

------------------------------

1.  Гарантия занятости и создание обстановки доверительности (пожизненный наем)

2.  Гласность и ценности корпорации

3.  Управление, основанное на информации

4.  Управление, ориентированное на качество

5.  Постоянное присутствие руководства на производстве

6.  Поддержание чистоты и порядка

7.  Концепция непрерывного обучения

1916 - 1920

Административная школа

Генри Форд, Анри Файоль

Разделение труда, единовластие, стимулирование, конвейер

1940 - 1960

Школа человеческих отношений (поведенческая)

Мэри Фоллетт, Абрахам Маслоу

Улучшение человеческих отношений, иерархия потребностей, сплоченность, ненавящевое руководство

1956 - 1970

Школа количественных методов

Л. В. Контарович, В. В. Новожилов

Оптимальное распределение сырья, принцип соизмерения затрат и результатов

Основоположники зарождение теории менеджмента:

1.  Адам Смит (экономист) – разделение труда

2.  Роберт Оуэн (экономист, управляющий текстильной промышленностью) – ввел ряд экономических и социальных новинок:

Социальные:

А) Служебное жилье

Б) Бесплатное образование для детей рабочих

В) Открытие магазина на территории предприятия, где продукты продавались по с/с

Экономические:

А) Сокращение рабочего дня (с 14ч до 12ч)

Б) Запрет на работу детям до 10 лет

В) Строгое слежение за чистотой на рабочем месте

Г) Борьба с пьянством

Этапы развития менеджмента:

1.  (до 1881 года):  9-7 в до н э. – переход от собирательства к производству

2.  (1881 – 1911г.г.) Это этап, когда люди стали понимать, что управление влияет на результаты хозяйственной деятельности

3.  (1911 – 1916г.г.) - Возникновение научного менеджмента

4.  (1916 – 1920г.г.) – развитие функционального менеджмента

5.  (1920 – 1930(начало)г.г.) – внедрение социального менеджмента

6.  (1933 – 1938г.г.) – в Гарвардской школе бизнеса в программу обучения были включены курсы по менеджменту

7.  (1945 – 1950(начало)г.г.) – менеджмент занимал центральное место в социальной и экономической конструкции после ВОВ

8.  (Середина50х годов) – японская школа менеджмента

9.  (60е годы) – менеджмент признают во всем мире, в том числе и в развивающихся странах

10.  (70е годы) – использование в менеджменте следующих наук:

1.  Психология 

2.  Социология

3.  Политология и т.д.

11.  (с 80х до «наши дни») – приобщение к менеджменту стран бывшего соц. Лагеря

II

Представитель школы научного управления (предприниматель, управляющий) – Фредерик Тейлор (1856 – 1915).

В 1910 году он создал «Общество пропаганды научного менеджмента» и 1911 году выпустил книгу: «управление фабрикой», в которой изложил теорию и практику научного управления.

Тейлор предложил 4 принципа:

1.  Новая ментальность – рабочий, менеджер и управляющий должны осознать единство цели (процветающее предприятие).

2.  Научно продуманные рабочие задания – разделение труда, хронометрирование работы.

3.  Научный отбор персонала – необходимо выявить качества у рабочего, которые соответствуют его работе.

4.  Индивидуальное стимулирование – премии, поощрение.

Генри Гант (1861 – 1919) – «Графики Ганта»: стимулирование рабочих, планирование, контроль. Он ввел ряд технических новшеств, которые были им запатентованы.

III

Административная школа

Представитель:

Анри Файоль (1841 – 1925 г.г.) – главный труд: «Общее и промышленное управление»(1916). В этой книге он сформулировал 14 признаков, которые впоследствии стали называться Административный менеджмент:

1.  Организация труда

a.  Разделение труда: «Оно позволяет производить больше и лучше при тех же условиях»

b.  Дисциплина

c.  Порядок (у каждого работника должно быть свое место)

d.  Инициатива

e.  Стабильность состава персонала

2.  Механизм власти

a.  Власть: «Право отдавать распоряжение и требовать их выполнение»

b.  Единство распорядительства: «Подчиненный должен получать приказы только от одного начальника»

c.  Централизация: «Принятие окончательных решений должно быть

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Менеджмент
Тип:
Конспекты лекций
Размер файла:
87 Kb
Скачали:
0