Конспект: Естествознание
Тема:
Глава 1. Наука; научный метод естествознания, как комплекс наук о природе.
Введение.
Цель естествознания: формирование целостного представления о единой физической картине мира, основанных на современных достижениях естественнонаучных дисциплин. Знакомство с основополагающими концепциями различных естественных наук.
Естествознание – это наука, представляющая собой комплекс наук о природе, взятых в их взаимосвязи.
Естествознание является основой для формирования научной картины мира.
Под научной картиной мира понимают целостную систему представлений, включая общие свойства и закономерность окружающего мира, которые получаются в результате обобщения естественнонаучных теорий.
1.1 Наука. Функции науки.
Наука – это особый рациональный способ познания мира, основанный на эмпирической (экспериментальной) проверке или математическом доказательстве.
Виды наук:
1. Гуманитарная – это наука об обществе и человеке
2. Естественная – это наука о природе
3. Техническая – изучает искусственные объекты
Наука – двигатель прогресса (производственная сила)
Наука – форма общественного сознания
Функции науки (составляющие):
1. Наука как часть культуры
2. Наука как социальный институт
3. Наука – это один из способов познания мира
Культура – это способ организации и развития деятельности человека, представленной в продуктах материального и духовного труда, в духовных ценностях, в совокупности отношения людей к природе, между собой, к самим себе, различные социальные учреждения и социальные нормы.
Особенности науки:
- в отличие от техники, цель науки – познание мира, а не создание устройств.
- в отличие от искусства, рациональность.
- в отличие от философии, эмпиричность (практичность).
Особые черты науки:
1. Универсальность
2. Обезличенность, внеморальность
3. Общеназначимость
4. Незавершенность
5. Преемственность
6. Достоверность
Для естественнонаучной культуры характерен научно-рациональный способ познания.
Для гуманитарно-художественной культуры характерен образный способ познания. Объект познания – человек и общество.
1.1.2. Наука как социальный институт:
1. Ученые и научные коллективы
2. Научные учреждения и организации
3. Продукт деятельности – научные знания
1.1.3. Наука как способ познания мира.
Научное и объединенное познание.
Существует научное и вненаучное познание.
Составляющая часть вненаучного познания – обыденное знание.
Обыденное знание – повышает не специализированную познавательную деятельность человека. Результат – жизненно-практическое знание.
Отличие научного от обыденного:
1. Характер объекта познания – научное; целостный взгляд – обыденное.
2. Системность и обоснованность - научное
3. Проверка достоверности – научное
4. Использование специального оборудования - научное
5. Использование специального языка - научное
6. Необходимость специальной подготовки – научное
Структура научного познания.
Выделяют 2 уровня научных знаний:
1. Эмпирические исследования (знания)
2. Теоретические исследования
Эмпирические исследования – непосредственные исследования реально существующих объектов.
Теоретические исследования – система логических высказываний, включая математику (выводы) для установления законов различных явлений.
Основные формы научного познания:
1. Факты
2. Проблемы
3. Гипотезы
4. Теории
Гипотеза – предположительное знание
Если гипотеза подтверждается, то она превращается в теорию.
Гипотеза должна обладать двумя свойствами:
1. Свойства фальсифицируемости (лжи, обмана)
2. Свойства верифицируемости
Основные элементы научной теории:
1. Принципы
2. Законы
Принцип – это центральное понятие, распространения этого обобщения на все явления данной области.
Закон – эмпирически установленная (проверенный) и выраженная в строгой словесной (систематической) формулировке связь, между различными объектами, процессами и т.д. (F=m*a; E=m*c2).
Концепция – метод научного познания – определенный способ понимания какого-либо предмета, процесса, явления.
Мировоззрение – система взглядов человека, определяющая его отношение к миру.
Виды мировоззрения:
1. Миф
2. Теология (вера в Бога)
3. Научное мировоззрение
Господствующая в определенный период истории научная картина мира и научная методология называется: парадигма.
Смена парадигм наступает, когда происходит кризис в науке, она связана с научными революциями.
1.2. Методы познания
2 уровня: эмпирический , теоретический.
Метод науки – совокупность практических и теоретических приемов и операций.
3 группы научных методов:
1. Всеобщие
a. Диалектический метод
b. Метафизический метод
2. Общенаучные методы
3. Частно-научные методы (метод колцевации птиц)
Метафизический метод познания: происходит вырывание изучаемого объекта из всеобщей связи и изучение этого объекта в изоляции.
Диалектический метод рассматривает все явления и процессы, окружающий мир в взаимосвязи, развитии.
1.2.1. Общенаучные методы познания:
1. Наблюдение
2. Измерение
3. Эксперимент
4. Абстрагирование и идеализация
5. Анализ, синтез, сравнение
6. Классификация
7. Аналогия
8. Моделирование
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.