Наука; научный метод естествознания, как комплекс наук о природе

Страницы работы

Содержание работы

Конспект: Естествознание

Тема:

Глава 1. Наука; научный метод естествознания, как комплекс наук о природе.

Введение.

Цель естествознания: формирование целостного представления о единой физической картине мира, основанных на современных достижениях естественнонаучных дисциплин. Знакомство с основополагающими концепциями различных естественных наук.

Естествознание – это наука, представляющая собой комплекс наук о природе, взятых в их взаимосвязи.

Естествознание является основой для формирования научной картины мира.

Под научной картиной мира понимают целостную систему представлений, включая общие свойства и закономерность окружающего мира, которые получаются в результате обобщения естественнонаучных теорий.

1.1  Наука. Функции науки.

Наука – это особый рациональный способ познания мира, основанный на эмпирической (экспериментальной) проверке или математическом доказательстве.

Виды наук:

1.  Гуманитарная – это наука об обществе и человеке

2.  Естественная – это наука о природе

3.  Техническая – изучает искусственные объекты

Наука – двигатель прогресса (производственная сила)

Наука – форма общественного сознания

Функции науки (составляющие):

1.  Наука как часть культуры

2.  Наука как социальный институт

3.  Наука – это один из способов познания мира

Культура – это способ организации и развития деятельности человека, представленной в продуктах материального и духовного труда, в духовных ценностях, в совокупности отношения людей к природе, между собой, к самим себе, различные социальные учреждения и социальные нормы.

Особенности науки:

- в отличие от техники, цель науки – познание мира, а не создание устройств.

- в отличие от искусства, рациональность.

- в отличие от философии, эмпиричность (практичность).

Особые черты науки:

1.  Универсальность

2.  Обезличенность, внеморальность

3.  Общеназначимость

4.  Незавершенность

5.  Преемственность

6.  Достоверность

Для естественнонаучной культуры характерен научно-рациональный способ познания.

Для гуманитарно-художественной культуры характерен образный способ познания. Объект познания – человек и общество.

1.1.2. Наука как социальный институт:

1.  Ученые и научные коллективы

2.  Научные учреждения и организации

3.  Продукт деятельности – научные знания

1.1.3. Наука как способ познания мира.

Научное и объединенное познание.

Существует научное и вненаучное познание.

Составляющая часть вненаучного познания – обыденное знание.

Обыденное знание – повышает не специализированную познавательную деятельность человека. Результат – жизненно-практическое знание.

Отличие научного от обыденного:

1.  Характер объекта познаниянаучное; целостный взгляд – обыденное.

2.  Системность и обоснованность - научное

3.  Проверка достоверностинаучное

4.  Использование специального оборудования - научное

5.  Использование специального языка - научное

6.  Необходимость специальной подготовки научное

Структура научного познания.

Выделяют 2 уровня научных знаний:

1.  Эмпирические исследования (знания)

2.  Теоретические исследования

Эмпирические исследования – непосредственные исследования реально существующих объектов.

Теоретические исследования – система логических высказываний, включая математику (выводы) для установления законов различных явлений.

Основные формы научного познания:

1.  Факты

2.  Проблемы

3.  Гипотезы

4.  Теории

Гипотеза – предположительное знание

Если гипотеза подтверждается, то она превращается в теорию.

Гипотеза должна обладать двумя свойствами:

1.  Свойства фальсифицируемости (лжи, обмана)

2.  Свойства верифицируемости

Основные элементы научной теории:

1.  Принципы

2.  Законы

Принцип – это центральное понятие, распространения этого обобщения на все явления данной области.

Закон – эмпирически установленная  (проверенный) и выраженная в строгой словесной (систематической) формулировке связь, между различными объектами, процессами и т.д. (F=m*a; E=m*c2).

Концепция – метод научного познания – определенный способ понимания какого-либо предмета, процесса, явления.

Мировоззрение – система взглядов человека, определяющая его отношение к миру.

Виды мировоззрения:

1.  Миф

2.  Теология (вера в Бога)

3.  Научное мировоззрение

Господствующая в определенный период истории научная картина мира и научная методология называется: парадигма.

Смена парадигм наступает, когда происходит кризис в науке, она связана с научными революциями.

1.2. Методы познания

2 уровня: эмпирический , теоретический.

Метод науки – совокупность практических и теоретических приемов и операций.

3 группы научных методов:

1.  Всеобщие

a.  Диалектический метод

b.  Метафизический метод

2.  Общенаучные методы

3.  Частно-научные методы (метод колцевации птиц)

Метафизический метод познания: происходит вырывание изучаемого объекта из всеобщей связи и изучение этого объекта в изоляции.

Диалектический метод рассматривает все явления и процессы, окружающий мир в взаимосвязи, развитии.

1.2.1. Общенаучные методы познания:

1.  Наблюдение

2.  Измерение

3.  Эксперимент

4.  Абстрагирование и идеализация

5.  Анализ, синтез, сравнение

6.  Классификация

7.  Аналогия

8.  Моделирование

Похожие материалы

Информация о работе

Тип:
Конспекты лекций
Размер файла:
31 Kb
Скачали:
0