Социометрический статус детей. Статусные категории, взаимоотношения, индекс изолированности, страница 3

Количество детей с «неблагополучными» социометрическими статусами в обеих группах приблизительно одинаковое.

С детьми группы № 10 в декабре – январе  будет проводится комплекс занятий по оптимизации общения с элементами тренинга. Затем в марте – апреле будет проведено повторное социометрическое исследование (в обеих группах) с целью оценки результативности коррекционно-развивающей работы, выявления произошедших изменений в группах, изучения длительности и прочности дружеских контактов и выявление детей с «неблагополучными» социометрическими статусами.

Рекомендации для воспитателей групп старшего дошкольного возраста:

Особое внимание необходимо уделять детям с «неблагоприятными» социометрическими статусами.

По группе № 4 это: Богдан Б., Юля М., Алиса Б., Богдан О., Настя С., Виолетта Г., Влад Ж., Андрей А., Филипп С., Илья П.

По группе № 10: Саша Б., Саша В., Матвей Д., Ваня, Аня, ПашаВ., Юля, Даша, Вадим Ж., Влад Г.

У вышеперечисленных детей навыки коммуникации развиты недостаточно, поэтому необходимо выполнение следующих рекомендаций:

- необходимо ограничивать отрицательную оценку поведения таких детей, особенно в присутствии других детей группы. При необходимости отрицательной оценки поведения ребенка сделать ее один на один, без присутствия кого-либо;

- необходимо предоставлять возможность такому ребенку в чем-то значимом проявить себя (например, можно дать предварительно ребенку домашнее задание, с которым он потом выступит перед подгруппой детей);

- рекомендовать родителям детей с проблемами общения познакомиться с родителями тех детей, с кем хочет дружить их ребенок, организовывать совместные встречи вне детского сада (посещение праздников, различных детских мероприятий, визиты в гости друг к другу);

- изредка помогать ребятам в распределении ролей в игровой деятельности, давая самую предпочитаемую роль «проблемным» детям;

- опираться на положительные качества детей.

- полезно проводить с детьми беседы (желательно в игровой форме) на темы общения «Как правильно дружить», «Как помириться с другом» и т.д.

Для налаживания более эффективного межличностного взаимодействия между детьми можно использовать следующие игры:

«Путаница» - дети встают в круг, закрывают глаза и, вытянув вперед руки, сходятся в центре, на ощупь берутся за руки друг с другом. После этого все открывают глаза и пытаются распутаться.

«Иностранец»

К нам в гости приехал иностранец, который не знает русского языка, а мы не знаете его языка. Предложите детям по очереди показать ему свои игрушки, пригласить пообедать, естественно все это без слов.

«Через стекло»

Детям предлагается сказать что-либо друг другу жестами, представив, что они отдалены друг от друга стеклом, через которое проникают звуки. Тему для разговора предлагает воспитатель, например: «Ты забыл взять зонтик, а на улице очень холодно».

«Испорченный телефон» - передать слово по цепочке как можно быстрее, говоря шепотом на ухо друг другу.

«Прорви круг»

Эта подвижная игра способствует большей включенности детей в группу.

Дети стоят в кругу, крепко взявшись за руки. Один ребенок должен с разбегу разорвать этот круг и оказаться внутри его.

«Дракон ловит свой хвост»

Дети стоят друг за другом, держась за талию впереди стоящего. Первый ребенок – это «голова дракона», последний – «кончик хвоста». Первый играющий пытается схватить последнего – «дракон ловит свой хвост».

«Ах, какой я молодец!»

Дети движутся по кругу подскоками. Воспитатель называет любые числа. Когда прозвучит число «пять», дети останавливаются, хлопают в ладоши и произносят: «Ах, какой я молодец!»

«Комплименты»

Дети стоят в кругу. Воспитатель, отдавая мяч одному из детей, говорит ему комплимент. Ребенок должен сказать «спасибо» и передать мяч соседу, произнося при этом комплимент в его адрес. В игре должны поучаствовать все дети, стоящие в кругу.

Для прочтения и дальнейшего использования в своей работе воспитателям рекомендуется книга Н.В.Клюевой и Ю.В.Касаткиной «Учим детей общению», где предлагается множество несложных игр для оптимизации общения между детьми в группе детского сада.

Педагог – психолог                    О.А.Долбик