Разработка мероприятия по повышению эффективности работы карьера «Западный» при изменении организации производства, за счет внедрения в транспортной схеме перегрузочного комплекса, страница 3

- групповой автомобильно-железнодорожной траншеей для технологического автотранспорта и выдачи из карьера железнодорожным транспортом богатой руды на ДСФ, неокисленных кварцитов на ДОФ, окисленных кварцитов (скальная вскрыша) на внешний и внутренний отвал.

Вскрытие рудных горизонтов производится, как уже отмечалось, групповой траншеей внутреннего заложения с железнодорожными тупиковыми заездами уклоном i=0,040 %о со станциями Рудничная на горизонте +130м, Медовая на горизонте + 100м и Центральная на горизонте +60м. По мере углубления горных работ первоначальные разрезные траншеи проходятся на автомобильный транспорт с системой петлевых автосъездов с руководящим уклоном i=0,075%о и горизонтальными площадками между ними.

Первоначально добыча осуществлялась непосредственно из забоев с транспортировкой руды автотранспортом на дробильно-сортировочную фабрику. По достижению расстояния транспортировки 4 км генеральным проектировщиком было принято решение о комбинированном способе добычных работ с промежуточным складированием руды на перегрузочно-усреднительных пунктах, расположенных в карьере.

Добычу неокисленных кварцитов предусматривалось осуществлять непосредственно на железнодорожный транспорт из забоев, однако при хроническом невыполнении вскрышных работ (отставание по вскрыше с начала существования рудника составляет около 160 млн. м3) размеры карьерного поля не позволили завести на глубокие горизонты прямые железнодорожные заезды, и поэтому в 80-х годах было принято решение  неокисленные кварциты добывать, как и богатые руды - комбинированным способом. В настоящее время эта схема утвердилась и практически не дает сбоев в обеспечении перерабатывающих фабрик сырьем.

1.2.2. Система разработки, применяемая на МГОКе

На весь период отработки Михайловского месторождения принят открытый способ добычи железных руд с параллельным подвиганием фронта горных работ в южном, западном и северном направлении и выдачей пород на внешний (рыхлой вскрыши) и внутренний отвалы.

Осадочная толща отрабатывается экскаваторами ЭШ 10/50 на железнодорожный транспорт.

Элементы системы разработки рыхлых вскрышных пород:

–  высота уступа – 10-27 м;

–  угол откоса уступа в зависимости от физико-механических свойств пород от 28 до 370;

–  ширина транспортной бермы – от 25-30м;

–  минимальная ширина рабочей площадки 47м;

–  ширина заходки экскаватора до65м;

–  угол откоса рабочего борта до 140, допускается кратковременное формирование угла до 170 с обновлением откосов через 2-3 года;

–  угол откоса борта в конечном положении 19-210 согласно проекта.

Отработка скальных пород (богатой руды, скальной вскрыши и неокисленных кварцитов) ведется с применением буровзрывных работ. Экскавация скальных пород производится экскаваторами типа ЭКГ, погрузчиком САТ с погрузкой в автомобильный, ж.д. транспорт.

Таблица 1

Элементы системы разработки скальных пород

Богатая руда

Бедная руда и скальная вскрыша

Высота уступа, м

10

15

Минимальная ширина заходки, м

1,5 радиуса черпанья эк-ра *

Минимальная ширина рабочей площадки

Мин.ширина заходки +26м *

Угол откоса рабочего уступа, град

550

до 700

Ширина бермы безопасности, м

3

5

Ширина транспортной бермы, м

26

26

* регламентируется в зависимости от рабочих параметров выемочно-погрузочного оборудования.

Параметры и показатели системы разработки определяются программой горных работ в зависимости от объема производства товарной продукции комбината.

Высота уступов по богатым рудам была принята в основном из-за средней мощности руды и из-за кратности горизонтов по добыче. Для неокисленных кварцитов при определении высоты уступа основным критерием было принято оборудование на добычных работах в соответствии с нормами проектирования и едиными правилами безопасности. Углы откосов уступов по богатым рудам по факту равны 55-60°, на бедных рудах - 65-70°. Высота вскрышных уступов зависит от типа разрабатываемых пород и расположения водоносных горизонтов и составляет от 10 до 30м, углы откосов уступов 25-35°, ширина рабочих площадок в среднем 66 м, ширина транспортных берм с учетом расположения железнодорожных путей равна 25 м.

1.3. Механизация работ

1.3.1. Механизация работ на вскрышных уступах.

Вскрышные работы осуществляются с целью обеспечения добычи руды, как богатой, так и бедной (неокисленных кварцитов). По типам пород вся вскрыша подразделяется на рыхлую и скальную, причем из скальной вскрыши выделен девон, являющийся как бы переходным типом.

Разделение вскрыши ведется по видам применяемого транспорта и, соответственно, выделяется вскрыша на:

-  автотранспорт;

-  железнодорожный транспорт;

-  комбинированный транспорт (автотранспорт + железнодорожный).

Вскрышные работы выполняются экскаваторами типа ЭШ 10/50- по породам рыхлой вскрыши, типа ЭКГ – по скальной вскрыше, с погрузкой в автомобильный и железнодорожный транспорт и транспортировкой на внешние, внутренние отвалы, склады и противооползневые мероприятия. Схема путевого развития – сквозная и тупиковая с обменом составов на станциях, постах и разъездах.

Параметры рабочих уступов при экскаваторных работах на вскрышных горизонтах принимаются в зависимости от физико-механических свойств горных пород (табл. 2).

Таблица 2

Параметры рабочих уступов.

Параметры рабочих уступов

Четвертичные суглинки

Пески альб- синомана

Пески и глины аптнеокома

Келловейские глины

Пески и глины бата

Высота уступа, м

15-25

10-15

10-7

15-30

15-25

Угол откоса, град

40

27-30

25-27

35-37

32-35

Ширина заходки, м

40-60

40-60

40-60

40-60

40-60