Сервис и повседневные ритуалы в царской России. Сфера услуг в пореформенный период (1861-1897 гг.). Сфера быта и услуг в конце 19 – начале 20 вв, страница 2

2. Период правления Николая II принято называть началом 20 в. Перемены в образе жизни людей происходили в это время гораздо быстрее, чем раньше. Одним из факторов перемен явился технический прогресс. Электричество, водопровод, канализация, телефон, синематограф, граммофон, трамвай, автомобиль, асфальт, железобетон, курьерские поезда – наиболее значимые новинки той поры, становившиеся год от года все доступнее. В быту как никогда раньше стал цениться комфорт. В сфере услуг появилась торговля по почте. Отдых, развлечения стали считаться делом серьезным. Возросли профессиональный уровень исполнения и разнообразие предоставляемых услуг во всех сферах. Появились возможности для более серьезного профессионального обучения (ремесленные училища, различные курсы). Огромную роль стала играть коммерческая реклама, т. к. возрос уровень грамотности населения.

Сфера услуг в русских крупных городах уже не удивляла иностранцев, т. к. предлагала абсолютно то же самое и того же качества, что и у них на родине. Если иностранцы хотели русской экзотики, то легко получали ее. Русских же она не интересовала. Например, сувенир «матрешка» для русских была лишь всего забавной куклой для самых маленьких и находилась только в детской.

Этот период русской истории был далеко не безоблачным. Страна пережила две войны (русско-японская и I мировая). Работники сферы услуг проявляли не меньшую социальную активность, чем рабочие. Они начали создавать профсоюзы для борьбы за свои права (забастовки трамвайщиков, электриков, водопроводчиков и т. п.).

I мировая война увеличила занятость женщин в производстве и сфере услуг. Феминизировались некоторые мужские профессии (например, женщины освоили печатную машинку). Жизнь вынудила женщин расстаться с косами, сложными прическами, снять корсеты, платья до пола. Это позволило облегчить заботу прислуги в городском доме (например, причесывание и одевание хозяйки).

С появление в I мировую войну карточной системы снабжения многое изменилось в системе общественного питания. Свои сложности добавил «сухой закон». Зато появились новые услуги (например, продажа места в очереди, поддельные карточки). Упал спрос на пошив платьев, обуви, изготовление мебели, но возрос на ремонт. Сервис демонстрировал свою приспособляемость к любым запросам общества.

Санитарно-гигиенические представления горожан ушли далеко вперед по сравнению с предыдущей эпохой: в квартирах появился душ, умывальник «мойдодыр».

Пищевой сервис начала 20 в. занимает оставшиеся ниши: открывались буфеты в синематографах и зоопарках, киоски в городских скверах. Появились молочные кумысные заведения. Придворные обеды с устаревшим столовым этикетом уже раздражали членов императорской семьи. Обед продолжался ровно 50 минут при постоянной перемене блюд, поэтому использовались грелки с кипятком, что было губительным для соусов.

Время постепенно изменило стиль жизни горожан, темп жизни стал нервным и торопливым. Имеющиеся большие деньги у людей питали страсть к наслаждениям: публика пропадала в ресторанах. Чем шикарнее и дороже был ресторан, тем менее заметной была его вывеска. Женщины в качестве обслуживающего персонала в них появились только в 1925-1916 гг., и то, только в кафе. Самыми лучшими официантами были татары, т. к. им ислам не разрешал употреблять алкоголь, но со временем этот запрет и для них стал несущественным.

Помимо поваров-универсалов появились повара узкой специальности: повара-супники, повара-соусники (самая высокая квалификация – не старше 40 лет, т. к. могут терять остроту вкуса), повара-специалисты по дичи, мясу, рыбе, холодным закускам, кондитеры.

В начале 20 в. для гурманов открывались магазины, где предлагались самые изысканные продукты. Это были первые сетевые магазины – гастрономы. Все продукты были высокого качества, предлагался несезонный ассортимент (например, виноград в феврале, моченые яблоки в июне). Продавались готовые продукты, приготовленные по необычным рецептам (например, пирожки с черной икрой). Развитие сети железных дорог снизило цену и ускорило доставку продуктов. Витрины магазинов украшали муляжами, плакатами, аксессуарами.

Появилось понятие «детское питание», которое рекламировала существующая и ныне фирма Nestle, убеждающая покупателей в пользе твердого шоколада для детей. Открывались булочные с богатым ассортиментом свежей выпечки. Вчерашняя булка всегда стоила на копейку дешевле. Появился интерес к итальянской кухне, русские хозяйки научились сначала варить макароны, а потом обжаривать.

В селах создавались первые кооперативные лавки, где продавали соль, сахарные головы, селедку, крупу, муку. Сервис кооператоров был довольно своеобразным (например, в жару можно было договориться прикопать мясную тушу в запасах соли, а потом эту соль продавали). Появились коммерческие садоводства и бахчи.

В России освоили технологию производства консервов, запаянных в жестяные банки. Для хранения маринадов и варенья использовали стеклянные банки. Появились рецепты стерилизации продуктов.

Стекло, фаянс, фарфор потеснили керамику даже в деревне. На богатый стол было модно подавать граненый хрусталь в серебре, новинкой были серебряные подстаканники, и мужчины предпочитали пить чай из стаканов, а не из чашек.

Развитие пищевого сервиса серьезно пострадало с началом I мировой войны. Карточная система и нормированная цена рынка привела к инфляции, и крестьяне не были заинтересованы поставлять продукты в города. Поэтому размах торговли и общественного питания существенно сузился. Беднейшая часть населения стала нуждаться в самом необходимом. Первые в очереди за мясом в крупных городах появились в начале 1916 г. Потом добавились очереди за хлебом, мукой и крупами. В столицах уже почти не было огородов и палисадников, коз и свиней, позволявших кормиться рядовым горожанам продуктами своего хозяйства. Слабее стали и связи с деревней.