Проектирование привода цепного конвейера, страница 2

Проверка прочности и жесткости червяка

Что бы повысить жесткость и снизить производственные затраты ,чарвяк изготовим вместе с валом , расстояние между центрами полшипников вала червяка ориентировочно принимаем = наиб. диаметру червячного колеса : dam2=260мм ,Тогда устанавливая радиально – упорные подшипники точки приложения реакций Fa и Fв на оси вала : смещаются от середины подшипников к его внутренним торцам . Принимая точки приложения реакций примерно на уровне внутренних торцов подшипников ориентировочно получаем 2а1 ≈ dam2 –20…40 =260 …-20…40 mm

Примем 2а1=230 мм  и а1= 115 мм

Схема нагружения червяка :

Реакция опор в вертикальной плоскости y0z от сил Fa1 и Fr

Σ Ma = - Fra1 – Fa1*0.5d1 +YB*2a1= 0

YB= Fr/2 + Fa1*d1/4a1= 1593 H

Σ MB = - YA*2a1 +Fra1 – Fa1*0.5d1  = 0

YA= Fr/2 -Fa1*d1/4a1=266 H

Реакции опор в xOz от силы Ft1

Xa = XB=Ft1/2 =510/2 = 255 H

Размер изгибающих моментов в характерных сечениях А,С и B :

-  в плоскости yOz ; Ma =Mb =0 ; Mcлев=Ya =266* 0.115 =30.59 H*M

Mcправ= YBA1= 1593 *0.115 =183 .1 H *M =MFr, Fa1

-  плоскости yOz ; Ma =Mb =0 Mc=XAa1 =255 * 0.115 = 29,3 H*M

T = 16.6 H*m (крутящий момент )

Суммарный изгибающий момент и напряжение изгиба в опасном сечении

М сумм= Ми

σи= Ми/Wx=32 Ми(πd2F1)=36.86 *106 Па

Напряжение сжатия от силы Fa1   в cечении С :

σи = Fa1/Sc = 4 Fa1/( πd2F1) = 3.12*106 Па

Напряжение кручения в сечении С :

τ = T/Wp = 16T1/( πd3F1) = 0.91* 106

 

Сравним эквивалентное напряжение с допускаемым :

σэ= = 37.04 Мпа≤ σи

Проверка червяка на жесткость :
Сила изгибающая червяк F == 1924 Н

Расстояние между точками приложения реакций :

L = 2a1 = 230 mm

Допустимый прогиб червяка :

[ f ] = (0.005 …0.01) m = 0.03…0.06 mm

Наименьший осевой момент иннерции поперечного сечение С червяка :

J = πd4F1/64 = 21.3*10-8 M4

Прогиб червяка при а = b = 0.5 L

E = 2.1*1011

 f = Fa2*b2/3*E*J*L = 10.9 *10-6

10.9 *10-6 – значительно меньше [ f ](допустимого прогиба червяка)

Проверка зубьев червячного колеса на контактную и изгибную прочность .

Определим коэфициенты :

Kβ = 1 коэф.неравномерности распределения нагрузки по ширине венца (при пост. нагрузке)

KU = 1.35 (при Uc=3.6 м/с ) Uc – скорость скольжения

Kσ=σ/(850*сosγ)=1.15

 σH = ZM= 144.96 *106

σHP » σH

Определим кофф. КF = КН= 1.35 и вычислим эквивалентное число зубьев :

Zu = z2cos 3γ= 49.3

Определим коэф. формы зуба Yf = 1.45

Cледовательно σF= YFKFFt2/qkδm2 =24.11*106 Па ≤(σ11)-1=64 мПа

11FP)-1- допускаемое напряжение изгиба при реверсивной работе ( по справочнику )

)-1= 0.16σВ

σВ = 400 мПа

 Предварительный расчет тихоходного вала и конструктивные размеры                    червячной пары .

Тихоходный вал :

Ориентировочный расчет выходного конца тихоходного вала редуктора выполним на кручение по поиженным допускаемым напряжениям  (примем [τк] = 25 мПа)

Тогда по уравнению прочности :

 τ = T/WP = 16T2/(πd3)≤ τk

получаем  = 5*10-2 м                      (6,1)

По ряду Ra 40( СТ СЭВ 514-77)

 диаметр выходного конца вала принимаем dВ2=  50 мм.

Диаметр вала под уплотнение d12 = 54 мм .

Диаметр вала под подшипник d 112 = 55 мм .

Диаметр вала под ступицу червячного колеса : d1112 = 60 мм .

Диаметр опорного бурта под торцы ступицы червячного колеса и наружный диаметр распорного кольца  (ГОСТ 20226 – 74) d1V2=65 мм

Диаметр ступицы червячного колеса Dст = 1.6 d1112=96 мм

Толщина венца и обода ц. червячного колеса δ0 ≈2 m = 12 мм

Диаметр винта для крепления венца к ободу червячного колеса d1=(1.2…1.5)m  примем = 8 мм

Длину ступицы червячного колеса Lст=(1.5…2)dв2 примем = 80 мм

Tолщина диска е =0.5b2

Быстроходный вал :

Червяк изготовлен вместе с валом , как обычно и принято в червячных передачах . Диаметры посадочных участков вала – червяка определяем конструктивно учитывая расчетные диаметры червяка . При относительно большом размере осевой силы Fa1 следует ожидать больших значений требуемой динамической грузоподъемности  а потому : 

диаметр посадочного участка вала червяка под подшипник примем d111=55мм

диаметр вала под уплотнение d111= 50 мм

диаметр выходного конца вала d1в1 = 40 мм

диаметр бурта для упора крыльатки d1111= 60 мм

 ширину крыльчатки примем L111= 20 мм

Размер L1111≈ 4…6 мм  . Примем L1111= 5 мм

Длину нарезанной части червяка при m = 6  и z1= 1 при а =25 мм ( при m  ≤ 10 мм )

b1≥ (11 +0.6z2)m + а = 109 мм

примем b1= 110 мм

Длину выходного конца вала червяка  выбираем из соотношения l1 ≈ (1.5…2) dв1= 54…72 примем l1= 72 мм В дальнейшем расчет l1уточняем по ширине  насаженного колеса червячной передачи .

Конструктивные размеры корпуса и компоновка редуктора

Редуктор проектируем с корпусом отлитым из серого чугуна . Предусматриваем разъемную конструкцию корпуса что обеспечивает разборку и сборку редуктора . Плоскость разъема совмещена с плоскостью проведенной через ось тихоходного вала и параллельна оси быстроходного вала .

               Толщина стенок и крышки редуктора

             δ ≥0.045 аw + 1…3 =6.75 +1…3

             Примем δ = 10 мм

             Толщина нижнего пояса крышки редуктора 

             S1≈ 1.5 δ = 15 мм  Примем S1=15 мм

             Толщина верхнего пояса крышки редуктора

             S ≈ S1 + 2…5 = 15 + 2…5 Примем S = 18 мм

             Толщина нижнего пояса  редуктора ( корпуса )

               t ≈ 2 δ = 2*10 =20 мм Примем t = 20 мм

               Толщина ребер корпуса и крышки редуктора

              c ≈ δ = 10 мм Примем с =10 мм

            Диаметр фундаментальных болтов

            d ф≈ 0.036 аw +12 мм =17.4 Примем D ф= 18 мм

             Диаметр шпилек для крепления крышки редуктора к корпусу около подшипников

            d1k ≈ 0.75dф = 9 примем d1k = 10 мм

             Диаметр болтов для крепления крышки подшипника к корпусу

            d n ≈ (0.7..1.4) 10 = 7…14

            примем d n = 10 мм

            размер х  ≈ 2 dn= 20 мм Примем х =х111=20 мм

            Диаметр болтов для крепления крышки смотрового отверстия примем равным  8 мм

             Диаметр резьбы пробки для слива масла из картера редуктора

              dcл≥(1.6…2.2) δ  Примем dcл= 18 мм

             Ширина нижнего пояса редуктора

             к1≥ 2d1k = 20 мм Примем к1= 20 мм

             Зазор между внутренней боковой стенкой корпуса редуктора и торцом ступицы червячного колеса y ≥δ*0.5 =5 мм Примем y = 5 мм

            Расстояние между внутренней стенки редуктора и окружностью наиб. диаметра y1≥15 мм Примем y 1=15 мм