Общая характеристика психологии как науки. Связь психологии с естественно-научными дисциплинами. Место психологии в системе гуманитарных дисциплин

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Санкт-Петербургский Государственный Институт

Психологии и Социальной Работы

ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГО-СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

МАТЕРИАЛЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«Психология»

по направлению подготовки 040400 «Социальная работа»

(квалификация (степень) «бакалавр»)

Разработчики:

к.пс.н., доцент

            (ученая степень, звание)                                                          (Ф.И.О.)                                                (подпись)        

к.пс.н.

            (ученая степень, звание)                                                          (Ф.И.О.)                                                (подпись)

к.пс.н., доцент

            (ученая степень, звание)                                                          (Ф.И.О.)                                                (подпись)

Старший преподаватель

            (ученая степень, звание)                                                          (Ф.И.О.)                                                (подпись)

Санкт-Петербург

2011 г.


Структура материалов для работы студентов

1. Вопросы к итоговому контролю знаний

1.  Общая характеристика психологии как науки.

2.  Связь психологии с естественно-научными дисциплинами. Место психологии в системе гуманитарных дисциплин.

3.  Структура и отрасли психологии. Взаимосвязь теоретических и прикладных задач психологии.

4.  Научная и житейская психология.

5.  Основные этапы истории развития психологического знания.

6.  Краткая характеристика основных направлений в современной психологии: психоанализ, бихевиоризм, гештальтпсихология, когнитивизм, экзистенционально-гуманистическая психология, отечественная психология.

7.  Методы психологического исследования.

8.  Этика психологического исследования.

9.  Методы психологического воздействия.

10.  Понятие о психике и психическом отражении.

11.  Функции и структура психики.

12.  Основные виды психических явлений (процессы, состояния, свойства).

13.  Возникновение и развитие психики в филогенезе.

14.  Психофизическая проблема: феномены и решения.

15.  Сознание и психика.

16.  Неосознаваемые явления в психике.

17.  Строение и функционирование познавательной сферы психики. Понятие о внимании, его видах и закономерностях функционирования.

18.  Ощущения как психический процесс: физиологические основы, виды и свойства ощущений.

19.  Восприятие: свойства, виды и закономерности равзития.

20.  Общее понятие о памяти, ее видах, процессах и функциях.

21.  Представление и его основные характеристики.

22.  Воображение:  функции и механизмы воображения.

23.  Мышление как процесс: общая характеристика, этапы мыслительного процесса, формы характеристика и вопросы развития.

24.  Речь: общая и речевая деятельность.

25.  Интеллект как интегративная система познания.

26.  Общая характеристика мотивационной сферы. Роль мотивации в поведении и деятельности.

27.  Общая организация мотивационной сферы. Основные виды мотивационных явлений (мотивация, потребности, мотивы, цели, установки).

28.  Потребности. Классификации потребностей.

29.  Мотивация и личность. Развитие мотивационной сферы.

30.  Общая характеристика эмоций. Функции эмоций.

31.  Разновидности эмоциональных явлений. Эмоциональные состояния.

32.  Характеристика и виды чувств. Высшие чувства.

33.  Эмоции и мотивация. Эмоции и познание.

34.  Понятие воли. Волевая регуляция деятельности.

35.  Волевые свойства личности. Воспитание и самовоспитание воли.

36.  Уровни психологического изучения человека: индивид – субъект – личность – индивидуальность.

37.  Личность: определение, проявления, структура и функции.

38.  Основные направления изучения личности: зарубежные подходы.

39.  Основные направления изучения личности в отечественной психологии.

40.  Развитие личности: основные проблемы и подходы (биогенетический, социогенетический и персоногенетический).

41.  Периодизация развития личности. Основные подходы.

42.  Зрелость личности: основное понятие и равзитие.

43.  Понятие темперамента: структура, проявления, типологии.

44.  Понятие характера: структура, развитие, типологии.

45.  Способности: признаки, развитие, виды.

46.  Общая характеристика общения.

47.  Контексты и виды общения. Констуктивное общение.

48.  Деформации общения. Конфликты и возможности их разрешения.

49.  Общая характристика и виды социальных групп.

50.  Структурные и динамические характеристики группы.

2. Список основной и дополнительной литературы

Модуль 1. Психология как наука.

Литература основная

1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Учеб. пособие. / Ю.Б.Гиппенрейтер. – М.: ЧеРо, Юрайт, 2005.

2. Грановская Р.М. Элементы практической психологии: психологический практикум / Р. М. Грановская. - СПб. : Речь, 2003, 2010.

3. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник. / А.Г.Маклаков. – СПб.: Питер, 2008, 2010.

4. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: Учеб. пособие. / С.Л.Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2007.

Литература дополнительная

5. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев. - 3-е изд. - СПб. : Питер, 2001.

6. Годфруа Ж. Что такое психология: в 2 т.: т. 1: пер. с фр. / Ж. Годфруа. - М. : Мир, 1996.

7. Общая психология: в 7 т.: учебное пособие. Т. 1. Введение в психологию / Е. Е. Соколова ; ред. Б. С. Братусь. - М. : Академия, 2008.

8. Основы психологии / Л. Д. Столяренко. Ростов н/Д : Феникс, 2008.

Модуль 2. Психика и сознание.

Литература основная

1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Учеб. пособие. / Ю.Б.Гиппенрейтер. – М.: ЧеРо, Юрайт, 2005.

2. Грановская Р.М. Элементы практической психологии: психологический практикум / Р. М. Грановская. - СПб. : Речь, 2003, 2010.

3. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник. / А.Г.Маклаков. – СПб.: Питер, 2008, 2010.

4. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: Учеб. пособие. / С.Л.Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2007.

Литература дополнительная

5. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев. - 3-е изд. - СПб. : Питер, 2001.

6. Годфруа Ж. Что такое психология: в 2 т.: т. 1: пер. с фр. / Ж. Годфруа. - М.: Мир, 1996.

7. Общая психология: в 7 т.: учебное пособие. Т. 1. Введение в психологию / Е. Е. Соколова ; ред. Б. С. Братусь. - М. : Академия, 2008.

8. Основы психологии / Л. Д. Столяренко. Ростов н/Д : Феникс, 2008.

Модуль 3. Психология познания.

Литература основная

1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Учеб. пособие. / Ю.Б.Гиппенрейтер. – М.: ЧеРо, Юрайт, 2005.

2. Грановская Р.М. Элементы практической психологии: психологический практикум / Р. М. Грановская. - СПб. : Речь, 2003, 2010.

3. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник. / А.Г.Маклаков. – СПб.: Питер, 2008, 2010.

4. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: Учеб. пособие. / С.Л.Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2007.

Литература дополнительная

5. Годфруа Ж. Что такое психология: в 2 т.: т. 1: пер. с фр. / Ж. Годфруа. - М.: Мир, 1996.

6. Общая психология: в 7 т. : учебник. Т. 4 : Внимание / М. В. Фаликман ; ред. Б. С. Братусь . - М. : Академия, 2006.

7. Общая психология: в 7 т. : учебник. Т. 2 : Ощущение и восприятие / А. Н. Гусев ; ред. Б. С. Братусь. - М. : Академия, 2007.

8. Общая психология: в 7 т. : учебник. Т. 3 : Память / В. В. Нуркова ; ред. Б. С. Братусь . - М. : Академия, 2008.

9. Основы психологии / Л. Д. Столяренко. Ростов н/Д : Феникс, 2008.

Модуль 4. Мотивации и эмоции.

Литература основная

1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Учеб. пособие. / Ю.Б.Гиппенрейтер. – М.: ЧеРо, Юрайт, 2005.

2. Грановская Р.М. Элементы практической психологии: психологический практикум / Р. М. Грановская. - СПб. : Речь, 2003, 2010.

3. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник. / А.Г.Маклаков. – СПб.: Питер, 2008, 2010.

4. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: Учеб. пособие. / С.Л.Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2007.

Литература дополнительная

5. Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции: учебное пособие. - 3-е изд. - СПб. : Питер, 2006.

6. Годфруа Ж. Что такое психология: в 2 т.: т. 1: пер. с фр. / Ж. Годфруа. - М.: Мир, 1996.

7. Ильин Е.П. Психология воли: учебное пособие - 2-е изд., перераб. и доп. - СПб. : Питер, 2011.

8. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы: учебное пособие / Е. П. Ильин. - СПб. : Питер, 2006.

9. Ильин Е.П. Эмоции и чувства / Е. П. Ильин. - СПб. : Питер, 2002.

10.  Основы психологии / Л. Д. Столяренко. Ростов н/Д : Феникс, 2008.

11.  Психология личности: Учебное пособие. / Под ред. П.П. Ермакова, В.А. Лабунской. – М.: Эксмо, 2008.

12.  Психология эмоций: учебное пособие / сост. В. Вилюнас. - СПб. : Питер, 2007.

Модуль 5. Психология личности и индивидуальности.

Литература основная

1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Учеб. пособие. / Ю.Б.Гиппенрейтер. – М.: ЧеРо, Юрайт, 2005.

2. Грановская Р.М. Элементы практической психологии: психологический практикум / Р. М. Грановская. - СПб. : Речь, 2003, 2010.

3. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник. / А.Г.Маклаков. – СПб.: Питер, 2008, 2010.

4. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: Учеб. пособие. / С.Л.Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2007.

Литература дополнительная

5. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев. - 3-е изд. - СПб. : Питер, 2001.

6. Годфруа Ж. Что такое психология. В 2 т. Том 2: Пер. с франц. / Ж. Годфруа. - М.: Мир, 1996.

7. Дифференциальная психология: учебное пособие / С. К. Нартова-Бочавер. - 2-е изд., испр. - М. : Флинта, 2006.

8. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология: учебник / Е. П. Ильин. - 2-е изд. доп. - СПб. : Питер, 2001.

9. Психология индивидуальных различий. Тексты / ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романов. - М., 2000, 2008.

10.  Психология личности: Хрестоматия / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырей, В. В. Архангельская. - М. : АСТ : Астрель, 2009.

11.  Психология личности в трудах отечественных психологов: Хрестоматия / Сост. Л. В. Куликов. - СПб. : Питер, 2009.

12.  Столяренко Л.Д. Психология личности : учебное пособие / Л. Д. Столяренко, С. И. Самыгин. - Ростов н/Д : Феникс, 2009.

13.  Хьелл Л. Теории личности: Учеб. пособие. / Л.Хьелл, Д.Зиглер. – СПб.: Питер, 2009.

Модуль 6. Основы социальной психологии.

Литература основная

1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Учеб. пособие. / Ю.Б.Гиппенрейтер. – М.: ЧеРо, Юрайт, 2005.

2. Грановская Р.М. Элементы практической психологии: психологический практикум / Р. М. Грановская. - СПб. : Речь, 2003, 2010.

3. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник. / А.Г.Маклаков. – СПб.: Питер, 2008, 2010.

4. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: Учеб. пособие. / С.Л.Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2007.

Литература дополнительная

5. Андреева Г.М. Социальная психология: учебник для высш. учеб. заведений; Рекомендовано М-вом образования РФ / Г. М. Андреева . - 5-е изд., испр. и доп. - М. : Аспект Пресс, 2008.

6. Волкова А.И. Психология общения: учебное пособие / А. И. Волкова. - Ростов н/Д : Феникс, 2007. - 446 с.

7. Годфруа Ж. Что такое психология. В 2 т. Том 2: Пер. с франц. / Ж. Годфруа. - М.: Мир, 1996.

8. Ильин Е.П. Психология общения и межличностных отношений / Е. П. Ильин. - СПб. : Питер, 2010.

9. Платонов Ю.П. Социальная психология: учебник / Ю. П. Платонов. - СПб.: Речь, 2008.

10.  Психология личности: Учебное пособие. /Под ред. П.П. Ермакова, В.А. Лабунской. – М.: Эксмо, 2008.

     Список основной литературы к курсу

1.  Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Учеб. пособие. / Ю.Б.Гиппенрейтер. – М.: ЧеРо, Юрайт, 2005.

2.  Грановская Р.М. Элементы практической психологии: психологический практикум / Р. М. Грановская. - СПб. : Речь, 2003, 2010.

3.  Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник. / А.Г.Маклаков. – СПб.: Питер, 2008, 2010.

4.  Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: Учеб. пособие. / С.Л.Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2007.

     Список дополнительной литературы к курсу

1.  Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев. - 3-е изд. - СПб. : Питер, 2001.

2.  Андреева Г.М. Социальная психология: учебник для высш. учеб. заведений; Рекомендовано М-вом образования РФ / Г. М. Андреева . - 5-е изд., испр. и доп. - М. : Аспект Пресс, 2008.

3.  Волкова А.И. Психология общения: учебное пособие / А. И. Волкова. - Ростов н/Д : Феникс, 2007.

4.  Годфруа Ж. Что такое психология: в 2 т.: т. 1: пер. с фр. / Ж. Годфруа. - М. : Мир, 1996.

5.  Дифференциальная психология: учебное пособие / С. К. Нартова-Бочавер. - 2-е изд., испр. - М. : Флинта, 2006.

6.  Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции: учебное пособие. - 3-е изд. - СПб. : Питер, 2006.

7.  Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология: учебник / Е. П. Ильин. - 2-е изд. доп. - СПб. : Питер, 2001.

8.  Ильин Е.П. Мотивация и мотивы: учебное пособие / Е. П. Ильин. - СПб. : Питер, 2006.

9.  Ильин Е.П. Психология воли: учебное пособие - 2-е изд., перераб. и доп. - СПб. : Питер, 2011.

10.  Ильин Е.П. Психология общения и межличностных отношений / Е. П. Ильин. - СПб. : Питер, 2010.

11.  Ильин Е.П. Эмоции и чувства / Е. П. Ильин. - СПб. : Питер, 2002.

12.  Общая психология: в 7 т.: учебное пособие. Т. 1. Введение в психологию / Е. Е. Соколова ; ред. Б. С. Братусь. - М. : Академия, 2008.

13.  Общая психология: в 7 т. : учебник. Т. 4 : Внимание / М. В. Фаликман ; ред. Б. С. Братусь . - М. : Академия, 2006.

14.  Общая психология: в 7 т. : учебник. Т. 2 : Ощущение и восприятие / А. Н. Гусев ; ред. Б. С. Братусь. - М. : Академия, 2007.

15.  Общая психология: в 7 т. : учебник. Т. 3 : Память / В. В. Нуркова ; ред. Б. С. Братусь . - М. : Академия, 2008.

16.  Основы психологии / Л. Д. Столяренко. Ростов н/Д : Феникс, 2008.

17.  Платонов Ю.П. Социальная психология: учебник / Ю. П. Платонов. - СПб.: Речь, 2008.

18.  Психология индивидуальных различий. Тексты / ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романов. - М., 2000, 2008.

19.  Психология личности: Учебное пособие. / Под ред. П.П. Ермакова, В.А. Лабунской. – М.: Эксмо, 2008.

20.  Психология личности: Хрестоматия / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырей, В. В. Архангельская. - М. : АСТ : Астрель, 2009.

21.  Психология личности в трудах отечественных психологов: Хрестоматия / Сост. Л. В. Куликов. - СПб. : Питер, 2009.

22.  Психология эмоций: учебное пособие / сост. В. Вилюнас. - СПб. : Питер, 2007.

23.  Столяренко Л.Д. Психология личности : учебное пособие / Л. Д. Столяренко, С. И. Самыгин. - Ростов н/Д : Феникс, 2009.

24.  Хьелл Л. Теории личности: Учеб. пособие. / Л.Хьелл, Д.Зиглер. – СПб.: Питер, 2009.

3. Задания для самостоятельной работы

Модуль 1. Психология как наука.

Задание № 1. Заполните таблицу «Сравнительная характеристика житейских и научных психологических знаний». Для заполнения используйте материал из Лекции № 1 в учебном пособии: Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Учеб. пособие. / Ю.Б.Гиппенрейтер. – М.: ЧеРо, Юрайт, 2005.

Знания

Характер знаний

Особенности передачи знаний

Характеристика ограничений знаний

Житейские психологические

Научные психологические

Задание № 2. Напишите эссе на тему «Зачем психология социальному работнику?», где раскройте ответы на следующие вопросы.

·  В каких видах деятельности необходимы социальному работнику психологические знания?

·  В каких профессиональных ситуациях необходимы социальному работнику психологические знания?

·  В работе с какой категорией клиентов социальной работы психологические знания особенно необходимы? Какие именно знания?

·  Чему может научить психология социального работника?

·  Опишите опыт применения психологического знания, если такой имеется, в своей профессиональной деятельности.

Модуль 2. Психика и сознание.

Задание № 1. Выполните психологический разбор текста.

1.  Выберите текст для разбора: рассказ или фрагмент рассказа А.П.Чехова размером 2-3 страницы текста.

2.  В выбранном тексте выделите (с помощью цвета, шрифтов и подчеркиваний) следующие психические феномены: психические процессы, состояния, свойства; проявления познавательной, аффективной, регулятивной сфер психики.

3.  Используйте следующие выделения. Синим цветом выделить проявления познавательной сферы; красным – аффективной; зеленым – регулятивной. Жирным шрифтом выделить психически процессы; курсивом – психические состояния; подчеркиванием – психические свойства.

Задание № 2. В Заполните таблицу «Классификация неосознаваемых психических явлений». Для заполнения используйте материал из Лекций № 5, 6 в учебном пособии: Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Учеб. пособие. / Ю.Б.Гиппенрейтер. – М.: ЧеРо, Юрайт, 2005.

Виды неосознаваемых психических явлений

Краткая характеристика

Примеры проявления

Модуль 3. Психология познания.

Задание № 1. Разобрав вопрос о физиологических основах психических процессов, дать комментарии к схеме, обозначив основные части анализатора и их функции.

Структура анализатора

 


1                                     2                              3

«Проиллюстрировать» данную схему примерами какого-либо анализатора (слухового, зрительного, обонятельного) по выбору.

Задание № 2. Выполните в таблице сравнительную характеристику познавательных процессов (на выбор): 1) ощущения и восприятия; 2) представления и воображения; 3) внимания и памяти; 4) воображения и мышления; т. д. Сравнение (установление сходства и различия между заданными психическими процессами) можно проводить по следующим критериям: определение, функции, теории, свойства или характеристики, классификации, примеры проявления в деятельности и поведении.

Задание № 3. Определите роль интеллекта и творчества с труде изобретателя, ученого, художника, используя параграфы из учебника: Рубинштейн

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Психология
Тип:
Методические указания и пособия
Размер файла:
133 Kb
Скачали:
0