Основы теории международных отношений. История накопления знаний о международной сфере, страница 28

Судьба Гроция удивительна, уже в раннем детстве проявились его удивительные способности. Восьмилетним мальчиком он писал  латинские стихи, в 11 лет поступил в Лейденский университет, где изучал классическую литературу, философию и право. В 14 лет будучи в свите посланника Голландии в Париже, он так удивил своими знаниями короля Генриха IV, что тот воскликнул в присутствии придворных: «Вот чудо Голландии!». А через год Гуго Гроций в Орлеанском университете получил степень доктора права. В восемнадцатилетнем возрасте ученый назначается историографом Голландской республики, а в 1607-1613 гг. он занимал ответственный пост генерального казначея ряда провинций страны.

Г. Гроций мог ради своих убеждений идти на лишения. Нидерландский ученый был сторонником свободы вероисповеданий и стремился устранить религиозные раздоры между враждующими религиозными партиями, но это не спасло его от преследований противников республиканцев. В 1617 г. ему было обещано помилование, если он отречется от своих убеждений. Но Гроций не пошел на эту сделку и предпочел пожизненное заключение измене своим убеждениям. Через три года жесткий режим в замке Левенштейн ослабел, жене ученого удалось организовать его хитроумный побег из тюрьмы и они эмигрировали во Францию. Там он получал пенсию от короля Людовика XIII и писал научные работы. По предложению шведского канцлера Гроций перешел на службу к Стокгольмскому двору и был назначен шведским послом в Париже (1634), - такой человек всюду был нужен, потому что он владел множеством полезных знаний.. В 1645 г после тяжелого морского путешествия, где его корабль потерпел крушение, а он едва не погиб, Г. Гроций сошел на берег уже больным и вскоре умер.

Г. Гроций был энциклопедически образованным и плодовитым ученым. Он создал более 90 произведений по истории и теории государства и права, проблематике войны и мира, международного, естественного и канонического права, по вопросам общей истории, этнографии и античной литературы.

Трактат «О праве войны и мира» вышел в свет в 1625 г. и полное название трактата гласит: «О праве войны и мира. Три книги, в которых объясняются естественное право и право народов, а также принципы публичного права».Трактат Гроция имел огромный успех, к 1775 г. появилось 77 изданий этой работы, большей частью на латыни, на также на пяти европейских языках. Гроций дал толчок к изучению права. Впоследствии стали открываться кафедры с целью изучать и комментировать его знаменитое произведение.

Международно-правовые взгляды Гроция прогрессивны. Главной причиной написания «Трех книг о праве войны и мира» было стремление автора доказать, что во время войны глас закона не заглушается грохотом оружия. Естественное право сохраняет свое действие и во время войн, о чем, печалился Гроций, нередко забывали его современники: «Я был свидетелем такого безобразия на войне между христианами, которое позорно даже для варваров...»

Основная идей его книги состоит в том, что беззастенчивая борьба своекорыстных интересов не является безусловным законом международных отношений и что между странами, так же как и в отношениях между отдельными лицами внутри государства, могут быть установлены нормальные взаимоотношения, вытекающие из «естественного права». Основой международных отношений Гроций считал не силу, а право и справедливость.

В своем труде Гроций исходит из идеи общежительности, а принципом права он считает безопасность общества. Это право он называет естественным, источник которого ученый видит в здравом смысле. Это естественное право отличается от позитивного, божественного или человеческого права, которое всегда произвольно.

Трактат Гроция посвящен широкому спектру проблем, отраженных в названии - «О праве войны и мира», - обозначенных практически с первых строк: «... мы намерены толковать о праве войны»; «задачу настоящего исследования составляет именно разрешение вопроса о том, может ли какая-нибудь война быть справедливой и какая именно война справедлива». «Войны ведутся ради заключения мира» - эту фразу можно прочесть в начале этого знаменитого трактата