Внешнеполитическая деятельность россии на африканском направлении

Страницы работы

Содержание работы

20. ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РОССИИ НА АФРИКАНСКОМ НАПРАВЛЕНИИ.

Африканскому направлению внешней политики досталось тяжелое наследие. Начавшийся в 80х годах структурны кризис в экономике и связанные с ним политические процессы в большинстве стран Африки и перестройка в СССР, приведшая к обвальному спаду производства и распаду гос-ва, негативно сказлись на сов-африканских отношениях. Был утерян ценный дипломатический капитал-преемственность во внешней политике гос-ва. Замена идеологических приоритетов на экономические произошла так быстро, что больше всего ударила по африканскому направлению, как более идеологизированному, где экономические отношения всегда занимали подчиненное положение. Сов. Союз быстро переориентировался с поддержки африканского национального конгресса (АНК) на сближение с правительством белого меньшинства. В ряде СМИ АНК что это? стали называть террористической организацией. Внутри ЮАР шел сложный переговорный процесс между представителями черного большинства и правительством гос-ва, выражавшего интересы белого меньшинства, о путях перехода к демократическому многорасовому обществу. Яркий пример непродуманной позиции - визит в Москву президента ЮАР Ф. де Клерка, вместо ожидаемого визита лидера АНК Н. Манделы. Этими действиями были сведены на нет почти 30-летняя поддержка АНК (больш-во лидеров которого получали образование и подготовку в СССР), а также значительные финансовые, материальные и военные ресурсы. Другая крупная ошибка- сворачивание отношений практически по всем направлениям, включая экон., научно-техн., культ., военное и т.п. с африканскими гос-ми, ориентированными на СССР. Но эти ошибки были обусловлены ситуацией, сложившейся в нашей стране и в мире в целом. 2-ая половина 80-начало 90-х гг. - снижение пол. и экономического интереса к Африке со стороны развитых стран Европы и Америки. ПРИЧИНЫ: прекращение соперничесвта м\у СССР и США, а следовательно, ослабление пол. интереса к африканским государствам, которые использовались в борьбе за политическое доминирование в этом регионе; ориентация на США и страны Зап. Европы. Наша дипломатия повторяла ошибку Бисмарка в 19 веке, считавшего, что судьба Африки будет решаться в Европе и препятствовать колониальным приобретениям Германии. Поворот в африканском направлении рос. внешней политики пришелся на 94 год. Когда в общественном сознании и настроениях правящей элиты начало складываться понимание опасности для национальных интересов России, ориентации на однополярность мира. Африка располагает крупным потенциалом для участия в глобальном пол., торг-экон. сотр-ве, без участия африканских гос-в невозможна целостная система международной безопасности. Россия заинтересована в сотр-ве с африк. гос. и в укреплении глобальной безопасности. Африка-зона крупнейших и длительных вооруженных конфликтов различного спектра. Там постоянно вознкают кризисные ситуации, в т.ч. и гуманит. хар-ра, которые могут перерасти в гуманит. катастрофу м\н масштаба. Россия считает необходимым свое участие в урегулировании всего спектра конфликтов и криз. ситуаций. Для реализации африканской политики России концепция, утвержд. Ельциным в ноябре 1994 г., предусматривала развитие пол. связей на разн. уровнях, сотр-во по линии парламента и исполнит. власти, сотр-во отдельных рос. регионов с помощью и под контролем МИД России. Поощр-ся негосуд. формы сотр-ва, помощь предпринимателям и частному бизнесу. Концепция прослеживает взаимосвязь м\у стабильностью в Африке и ролью м\н сообщества, регион., субрег. организациями. Другое направление долгосрочного сотр-ва - субрегиональные орг-ции. России следует поощрять рег. интеграцию для более плавного вхождения африканских гос. в процессы глобализации, выгодные всему мир. сообщ-ву. В экономич. разделе подчеркивается, что Африка обладает богатейшими природными ресурсами, в разработке которых могла бы принять участие  и Россия. Предпочтение должно отдаваться проектам, дающим более быструю отдачу на взаимовыгодных условиях. Концепция предусматривает возм-ть установления торг-экон. связей со всеми афр. гос-ми вне зависимости от их пол. ориентации, возможно участие России в специализированных структурах.В концепции затрагивается совместное участие России и африк. стран в решении проблем м\н терроризма, незаконного оборота наркотиков, незак. миграции, голод, гуманитарные катастрофы. Основное значение концепции африканской политики России заключается в том, что она носит долгосрочный характер, стремится придать пол., экон., культ., воен. и другим связям стабильность, обеспечить преемственность на африканском направлении при изменении внешнеполитического курса. Пауза в рос-афр. отношениях 80-90х гг.преодолевается, развив. 2-стор. отношения России с африк. гос-ми. В последние несколько лет регион посещали представители Президента России, делегации, возглавляемые министрами (97г, август- министр ЧС, март 98-мин. здравоохр). Главная цель визитов-укрепление отношений м\у двумя странами и офиц. выражение благодарности рос. народу за поддержку, оказ. Сов. Союзом в борьбе против апартеида. Россия стремится расширить возможности участия в африк. делах не только на уровне 2-сторонних отношений. С момента образования Орг. африканского единства (ОАЕ) 25 мая 63 года, СССР и Россия уделяют большое внимание развитию отношений с ОАЕ, которая длительное время была выразителем политических интересов гос. Африки на м\н арене. Рос. представители постоянно принимают участие в сессиях Ассамблей глав гос и прав-в ОАЕ, в разл. конференциях, организуемых под эгидой ОАЕ. С начала 90-х годов ряд стран Африки добились отн-но высоких показателей на пути рыночных реформ и почти вышли на рубеж устойчивого экономического роста. Многие гос. Африки рассм-ют Россию как страну, готовую оказать помощь в становлении сбалансированной модели обеспечения безопасности на континенте. В настоящее время Россия исходит из необходимости комплексного подхода к проблематике безопасности, обязательного учета уставных функций СБ ООН по контролю и санкционированию миротворческой деятельности. Российские представители приняли активное участие в работе неформальной группы под эгидой Деп-та ОПМ ООН в 98 году по подготовке проекта “Стратегия развития афр. подготовки миротворцев”. Россия стремится поддерживать миротворческие усилия самих африканцев, готова участвовать в транспортном и техн. обеспечении гуманитарных акций, подготовке спасателей и персонала. Россия вносит вклад в мирный процесс как член СБ ООН в ходе 2-сторонних контактов пол. урегулир. в Сьерра-Леоне, Сомали, Зап.Сахаре, Эфиопии, Эритрее. Все мировое сообщество вовлечено в африканские дела, заинтересованность - в укреплении стабильности и гармоничного развития мира;  в 21 веке Африка может стать важным источником сырьевых ресурсов - какао-бобы, кофе, хлопок, чай, семена масличных культур, орехи, боксит, фосфаты и т.д. На фоне обостряющейся обстановки за африканские рынки Россия 1 из первых стран пересмотрела систему своих отношений с этим регионом. Восстанавливаются партнерские связи в области прежнего сотрудничества, налаживается взаимодействие в таких сферах, как нефтегазовый сектор, сооружение гидротехнических объектов, рыболовство. Созданы десятки рос-африканских совместных предприятий, расширяется туризм. Важное значение для развития торгово-экономических отношений имеет урегулирование вопроса о задолженности России. С вступлением в Парижский клуб в качестве кредитора у России появились новые возможности для содействия разрешению долговой проблемы. Важное направление- подготовка африканских кадров, командировки специалистов в страны Африки.

В будущем Африка не займет ведущего места в рос. внешнеполитических и внешнеэкономических приоритетах, но ее роль будет неуклонно повышаться.

Похожие материалы

Информация о работе