Основные положения теории систем и системного подхода. Какова суть системного подхода, страница 2

2.7. Что представляет собой «оптимальное» управление? Приведите примеры.

2.8. Что утверждает закон необходимого разнообразия и как это можно доказать?

2.9. Запишите законы управления «стабилизации». Приведите примеры.

2.10. Напишите в общем виде закон «оптимального» управления и приведите примеры.

2.11. В чем принципиальное отличие кибернетики второго порядка от классической и в чем их общность?

2.12. В чем отличие мыследеятельностного подхода от научного?

2.13. Что представляет собой «деятельность»? Как можно изобразить элемент деятельности (акт деятельности)?

2.14. Как можно изобразить мыследеятельность?

2.15. Что представляет собой «рефлексия» и «рефлексивный выход»?

2.16. Что мы понимаем под «картиной мира»? Какие картины мира нам известны?

2.17. Чем отличается «искусственное» от «естественного»? В чем различие подходов с искусственных и естественных позиций?

2.18. Какова картина мира в деятельностном подходе?

2.19. Что собой представляет «управление» и «руководство» и чем они отличаются между собой?

2.20. Что собой представляет «организация» (как процесс)? И чем мыследеятель-ностное управление отличается от кибернетического?

2.21. Как можно схематично изобразить «мыследеятельностное управление» и «шаг управления» в нем?

2.22. Что общее и в чем различие у кибернетического и мыследеятельностного понимания «управления» и какое может быть общесистемное понимание?

2.23. Чем определяется структура систем с управлением? Какие «предельные» структуры управления могут быть?

2.24. Какие основные процессы протекают в системах с «управлением»?


III. Задание на выполнение расчетно-графической работы

Тема: «Исследование и совершенствование системы управления организацией»* (или разработка материалов для участия в конкурсе руководителей данной организации).

Цель проведения работы - приобретение умений:

- в использовании системного подхода к исследованию конкретных организаций;

- выделение главного, существенного при исследовании объекта;

- формирование наиболее значимых целевых критериев;

- представление результатов в удобной для восприятия форме;

- проведение исследования конкретных форм управления;

- познание сущности своей профессии. Работа состоит из двух частей (выполняемых по соответствующим семестрам).

В первой части: исследуется организация и формируются пути ее совершенствования.

Предъявляется системно выбранная организация: [] очерчивается ее граница, статус и т.п.;

[] представляется как система (состав элементов, связей между ними, структура -морфологическое описание), отдельно выделяется и рассматривается как система подсистема управления;

[] исследуются функции, которые выполняет организация - функциональное описание; выявляются ее свойства, которые не были замечены и использованы (функционализированы) раньше, но которые могут быть использованы для повышения эффективности организации (например, возможность создания попутного производства нового эффективного или дефицитного товара; наличие кадров с высокой квалификацией, которые можно использовать более эффек-


тивно, в том числе для выполнения дополнительных функций, решения сложных задач, и т.п. и т.д.);

q определяется расхождение между тем, как данный объект выполняет свое предназначение, и тем, что ему было задано (например, в положении об организации, в контракте с руководителем организации и т.п.), т.е. выявляются проблемы или задачи функционирования организации.

После проделанного анализа организации и выявленных проблем обучающейся, как претендент на руководителя этой организации, формулирует свою цель и разрабатывает свою программу действий по совершенствованию использования рассматриваемой организации (как надо изменить выполняемые функции или какие ввести новые функции, каков должен быть новый спектр решаемых задач и т.д. и т.п.).

Для выполнения этой части работы можно опираться на теоретический материал конспекта лекций [1].

Во второй части: разрабатывается проект совершенствования системы управления в организации, адекватной сформулированной выше целям и задачам. Анализируется в какой степени существующая система управления организацией способна решить новые задачи. Разрабатываются предложения по изменению системы управления (изменения отдельных функций, введения новых элементов и исключения старых, полная переструктуризация и т.п. и т.д.).

Для выполнения этой части работы можно опираться на теоретический материал конспекта лекций [2].

Работа оформляется по усмотрению обучающегося. При этом надо иметь в виду, что четкое описание проекта с хорошо иллюстрирующими схемами, расчетами обычно играют решающую роль на конкурсе (тендере и т.п.), а, следовательно, в нашем случае - на оценку работы.