Система регулирования вэд. Статистическая комиссия социального развития, страница 2

Регулирование рынка трудовых ресурсов осуществляется через международную организацию труда (МОТ). МОТустанавливает международные трудовые стандарты путем принятия конвенций и рекомендаций в таких областях, как свобода ассоциаций, заработная плата, продолжительность рабочего дня, условия труда, оплачиваемый отпуск, безопасность труда и т.д.

Регулирование рынка капиталов на международном уровне осуществляется через группу учреждений, включающих Международный валютный фонд (МВФ) и Всемирный банк, который, в свою очередь, состоит из трех учреждений: Международного банка реконструкции и развития (МБР?), Международной финансовой корпорации (МФК), Международной ассоциации (МАР). Цель создания этих организаций — стабилизация бюджетов стран, входящих в эти учреждения, и содействие их экономическому развитию путем направления финансовых ресурсов в те страны, бюджеты которых нуждаются в стабилизации или пополнении.

Регулировшше ВЭД на региональном уровне. Различные страны занимают в мировой экономике в целом и на отдельных товарных рынках различное положение. для защиты своих интересов каждый участник самостоятельно формирует внешнюю политику. Под нешчей яолитчкой понимается целенаправленное воздействие государства на торговые отношения с другими странами и формирование механизма государственного регулирования ВЭД. Однако существуют некоторые особенности, когда страны объединяются для проведения общей внешней политики, связанной с привилегиями, предоставляемыми этими странами друг другу.

Существует несколько разновидностей сотрудничества между странами.

1. Создание зоны сбободной торговли. Зона свободной торговли характеризуется отменой таможенных пошлин межу странами-участницами, но при этом сохраняется автономия при их установлении в отношении третьих стран (например, Европейская ассоциация свободной торговли

(ЕАСТ)).

2. Там оженный союз. Таможенный союз основывается на отмене таможенных пошлин между странами с одновременным установлением единого тарифа по отношению к третьим странам. В рамках высокоразвитых стран создание таможенного союза способствует общему экономическому росту, в менее развитых странах это может способствовать замедлению их экономического роста в результате ограничения конкуренции.

3. Общий рынок. В рамках общего рынка обеспечивается установление единой системы тарифного и нетарифного регулирования по отношению к третьим странам, а таюке свободное перемещение всех факторов производства.

4. Полная экономическая интеграция. Данная форма сотрудничества подразумевает унификацию кредитно-денежной и социальной политики, стратегий экономического развития, системы налогообложения. Создается наднациональный орган, решения которого становятся обязательными для участников. Экономическая интеграция способствует повышению эффективности распределения ресурсов, обусловливает экономию от роста масштабов производства.

Наибольшее развитие региональные соглашения получили в Европе. Западная Европа с точки зрения развития торговых отношений представляет собой кольцевую структуру с ярко выраженным центром — Европейским союзом (ЕС).

К объединению ресурсов, средств и усилий для проведения скоординированной, а в идеале — совместной политики стремятся также страны, расположенные в Азии, Африке, Латинской Америке, Северной Америке. Наиболее значимые из них:

• Североамериканское соглашение о свободной торговле (НАФТА), подписанное в 1992 г.;

• Карибское сообщество и Карибский общий рынок (КАРИКОМ), созданный в 1972 г.;

• Система Аi-iдской интеграции, образованная в 1969 г.;

• Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС), первая встреча состоялась в 1993 г.;

• Совет по тихоокеанскому сотрудничеству (СТЭС) и Тихоокеанский экономический совет (ТЭС).

Функционируют отраслевые ассоциации, регулирующие цены на топливо и сырьевые товары:

• Организация стран — экспортеров нефти (ОПЕЮ, была образована в 1960 г.;

• СИПЕК;

• АI4ЕК.