Римское государство в период республики (509-27 г.до н.э.). Общественный строй до 3 века до н.э, страница 2

Сенат формально считался совещательным органом при магистратах. Но довольно рано, в пору расцвета республики, он занял самостоятельное и очень важное положение. Сенат утверждал (до III в. до н. э.) законы, принятые народным собранием, регулировал государственный бюджет и распределял суммы между отдельными магистратами, контролировал исполнение, бюджета, ведал чеканкой монеты, распределением провинций (т. е. районов военных действий) между полководцами, руководил военными операциями, награждал полководцев за победы и распоряжался военной добычей, в первую очередь захваченной у врагов землей. Сенат ведал также дипломатическими сношениями, ратифицировал международные договоры, заключенные консулами, общим управлением провинциями и некоторыми вопросами культа.

Магистратура.   Третьим   важным   органом   государственной власти в древнем Риме была магистратура. В систему магистратуры входили магистраты, т. е. должностные лица, уполномоченные представлять Римское государство и от его имени совершать государственные акты в области судопроизводства или управления. Законодательной властью они не обладали, так |как право издавать законы принадлежало только народным собраниям.

Отдельные магистраты. Консулы. Во главе всех ординарных и постоянных магистратур стояли два консула. Они избирались из патрициев, но плебеи после упорной и долгой борьбы добились издания закона Лициния и Сеистия (367 г. до н. э.), по которому один из консулов должен был выбираться из плебеев. Консулам принадлежала власть, которой до учреждения республики пользовались цари, в том числе и право уголовного суда с наложением наказаний.

Консулам принадлежало также высшее военное командование. Кроме того, консулы обладали рядом других полномочий, а именно: а) руководством по набору римских граждан в армию; б) назначением командного состава в армии; в) осуществлением правосудия в армии; распоряжением военной добычей; д) правом заключения перемирия с врагами и т. п.

Преторы. Помощниками, консулов стали преторы, должность которых была учреждена в IV веке до н. э. Первоначально они замещали консулов во время их отсутствия в Риме и выполняли обязанности по охране внутреннего порядка, т. е. осуществляли руководство полицией безопасности. Но впоследствии в их компетенцию стало входить главным образом руководство правосудием. Деятельность преторов в этом направлении сыграла исключительно важную роль в истории римского права.

Цензоры. В разгаре борьбы патрициев с плебеями в 443 году появилась должность цензора. В обязанности цензора входило производство ценза, т. е. составление списков населения, распределение граждан по трибам, разрядам и центуриям, зачисление во всадники и составление сенаторского списка. В обязанности цензора входили также надзор за нравами и право подвергать, граждан наказаниям за безнравственное поведение. Кроме того, цензоры принимали участие в управлении финансами.

Эдилы. Эдилы выполняли полицейские обязанности (наблюдение за порядком в городе, руководство пожарной полицией, устройство игр и зрелищ, снабжение продовольствием, надзор за торговлей на рынках и т. д.). Эдилов было четыре.