Принципат и Доминат. Сословная структура общества. Государственный строй, страница 2

Сам принцепс вначале не имеет определенного юридического титула. Он называется императором, августом, но чаще всего принцепсом. Принцепс—формально высший республиканский магистрат, пожизненный и с чрезвычайной властью. Главными элементами его власти были: а) особая власть   (imperium),   которая   давала принцепесу право    командовать    армией,    заключать   международные  договоры, принимать послов, решать вопрос о войне и мире, держать свою гвардию, издавать особые акты (leges datae), подобные законам, толковать законы, право высшего гражданского и уголовного суда и т. д.;

б)      право наблюдать за управлением сенатских провинций;

в)      неприкосновенность и право налагать «вето» на распоряжения всех магистратов; на него же самого «вето» не распространялось.

Абсолютная монархия (доминат)        и гибель Римского государства.

Рабовладельческая система начала испытывать серьезный кризис уже с конца республики. В первые два столетия монархии этот процесс настолько обострился, что кризис перерос в разложение. Причины разложения рабовладельческого способа производства были вызваны противоречиями, коренившимися в самом рабовладельческом обществе.

ИЗМЕНЕНИЯ  В ОБЩЕСТВЕННОМ СТРОЕ

С I века нашей эры наблюдается серьезный кризис крупного землевладения. Основанное на рабском труде хозяйство латифундий перестало приносить доход, но в ту эпоху оно являлось единственно   возможной   формой   крупного землевладения. Мелкое хозяйство снова сделалось единственно окупающей себя формой. Одна вилла за другой подвергалась разбивке  на  мелкие  парцеллы,  которые передавались  наследственным    арендаторам,   уплачивавшим   определенную   сумму или дольщикам.   Последние   были   скорее   управителями,  чем арендаторами, так как получали за свой труд одну шестую, а то и всего лишь одну девятую часть годового продукта. Эти арендаторы,  которые  стали называться колонами,  в  IV веке  были прикреплены к земле и могли быть проданы вместе с замлей. Закрепощение колонов было вызвано следующими причинами. К IV веку нашей эры сельское хозяйство в Римской империи испытывало тяжелый кризис, особенно от недостатка рабочих рук. Крупные землевладельцы, которые в это время стали почти независимы от центральной власти и самовольно хозяйничали в своих имениях, переманивали к себе колонов. Последним было выгоднее работать у крупных землевладельцев, так как они давали колонам более выгодные условия для работы и защищали их от правительственных сборщиков податей.

К концу IV века разложение рабовладельческой системы настолько подорвало силы Римской империи, что она начинает шататься под натиском германских народов, нападавших на ее границы. Рабы и неимущие свободные не раз поднимали восстания против рабовладельческого Рима.

Разложение рабовладельческой системы, восстания рабов, напор германских и славянских народов содействовали превращению принципата в военно-бюрократическую абсолютную   монарх и ю,   которая представляла собой последнюю попытку рабовладельцев спасти себя от гибели. Непосредственной опорой этой монархии   была   бюрократия, вербовавшаяся из высших групп рабовладельческого общества, и войско.

ИЗМЕНЕНИЯ  В ГОСУДАРСТВЕННОМ СТРОЕ

Центральные органы власти. Процесс образования в Риме военно-бюрократической монархии завершился при императоре Диоклетиане (284—305 гг. н. э.). 

Император уже признается абсолютным монархом, стоящим выше закона (princeps legibus solutus est). Он теперь не первое должностное лицо, стоящее во главе республиканских магистратур, а господин (dominus). Граждане превращаются в его подданных, (subjecti). Окончательно устанавливается, что император — существо божественное. Это получает свое выражение и в сложном придворном церемониале, заимствованном у восточных царей. После принятия христианства императоры хотя и не считают себя богами, но смотрят на свою власть, как на божественное установление, а на себя — как на представителей божества на земле.

Роль сената и других республиканских учреждений падает. Сенату только сообщаются для сведения законы, иногда поручается расследование уголовных дел и формально оставляется за ним избрание нового императора, хотя этот акт представляет собой либо санкцию воли самого императора, указавшего себе преемника, либо воли войска, провозгласившего кого-нибудь императором.