Оценка финансового состояния предприятия, ее необходимость и значение, страница 2

Особеиностями внешнего финансового анализа являются:

· множественность субъектов-пользователей  ииформации  о деятельности предприятия;

· разнообразие цслей и интересов субъсктов аиализа;

· ориентация анализа на публичную, внешнюю отчстность предприятия;

· максимальная открытость результатов анализа для пользователей информации о деятельности предприятия, '\

(_0сновное   содержание   внешнего  ^инансового   анализа, осуществляемого партнерами предприятия по данным публичной финансовой отчетиости:

· анализ абсолютных показателей прибыли;

· анализ отiюсительных показателей рентабельности;

· анализ финансового состояния рыночной устойчивости, ликвидности баланса и платсжеспособности предприятия;

· анализ эффективности использования заемного капитала;

· экономическая диагностика финансового состояиия предприятия и рейтинговая оценка эмитентов.

Основное содержание виутреинсго, традиционного анализа финансового состояния предприятия составляют:

· анализ прибыльности, доходности, рентабельности;

· анализ фииансовой устойчивости;

· анализ кредитоспособности;

· оценка использоваиия капитала;

· оценка состояния самофииансирования;

· анализ ликвидности;

· оценка платежеспособности;

· анализ самоокупаемости

Сложившаяся практика осуществления анализа финансового состояния предприятия уже выработала определенные приемы и методы осуществления такого анализа, В укрупненном виде можно выделить 6 основных приемов анализа;

1) горизонтальный (временнои) анализ — сравнение каждой позиции отчетности с предыдущим псриодом;

2) вертикальный (структурный) анализ — определение структуры финансовых показателей, выявлсние влияния каждой позиции отчетности на результат в целом;

3) трендовый анализ — сравнение каждой позиции отчетности с рядом предшествующих периодов и определение тренда, то есть основной тенденции динамики показателей, очищенной от влияния и индивидуальных особенностей отдельных периодов (с помощью тренда осуществляется экстраполяция важнейших финансовых показателей на перспективный период, то есть осуществляется   перспективиый   прогнозный   анализ финансового состояния);

4) анализ относительных показателей (коэффициснтов) — расчр отношений между отдельными позициями отчета или позициями разных форм отчетности, определение взаимосвязей показателей;

5) сравнительный (пространственныи) анализ — это какиутрихозяйствсниый анализ сводных показателей отчетности по отделыiым показателям самого прсдприятия и его дочерних предприятий, так и межхозяйствениый анализ показателей данной фирмы в сравнеиии с показателями конкурентов или со среднсотраслевыми и средними данными;

6) факторный ачализ — влияиие отдельных факторов (причин) на результативный показатель с помощыо детсрминировапных или стохастичсских приемов исследоваІ1ия. При этом факторный анализ может быть как прямым (собствснiю аиализ), когда результативный показатсль дробят на составные части, так и обратным (синтез), когда его отдельные элемеиты соединяют в общий результативный показатель. ,

Предмстом   финаисового   анализа  предприятия   являются финансовые ресурсы и их потоки, Для достижсния основной цслевой установки аиализа финаисового состояния предприятия, объективной его оцеики и влияиия возможностсй повышения эффективности его функциоiiирования могут примсняться различиые методы аІ1ализа.

· Мётоды фтiансового аиализа — это система теоретико-познавательных категорий, научпого инструментария и регулятивных прииципов исследования фииансового состояния.

В экономической теории и практикс существуют различные классификации методов экоиомичсского анализа вообще и финансового анализа, в частІІОсти.

Первый уровеиь классификации выделяет неформализованные и формализованные методы анализа,

Неформализованиыс методы анализа основаны иа описании аналитических процедур на логичсском уровне, а не на строгих аналитических взаимосвязях и зависимостяx.

К ним отiюсятся такие методы:

· экспертных оцснок и сценариев;

· психологические;

· морфологические;

· сравнеиия;