Разъединение и соединение тканей, страница 2

      9. Закрытие операционной раны (20 мин). Усваивают основные принципы – послойность и однородность соединяемых тканей. Изучают инструментарий для соединения тканей, правила использования различных шовных материалов, в том числе принципы его маркировки по толщине, технику фиксации и заряжания иглы в иглодержателе, виды швов. Изучают виды и технику завязывания узлов, используя двухцветный шнур. Преподаватель демонстрирует технику правильного прошивания тканей и вязания узлов. Слушатели накладывают узловые кетгутовые швы на мышцу, отдельные узловые шелковые швы на апоневроз и на кожу с подкожной клетчаткой. Окружность раны инфильтрируют «антибиотиками в растворе новокаина», объясняя значение этого приема для профилактики раневой инфекции. Обсуждают возможные ошибки: тугое завязывание швов, редкие  или слишком частые швы, неравномерные по глубине, шагу, без захватывания подлежащего слоя  и др., а также условия, способствующие образованию гематом, сером, деформаций, келлоидных рубцов, нагноению раны. Рассматривают условия, необходимые для постановки дренажей, правила и современные возможности дренирования ран. Особое внимание обращается на широкое внедрение атравматических способов разъединения и соединения тканей, возможности аподактильных приемов в хирургии. Преподаватель демонстрирует технику завязывания узлов на инструменте (иглодержателе, зажиме, пинцете).

10. Демонстрация техники снятия кожных швов (5 мин). Обсуждается судьбы рассасывающегося и не рассасывающегося шовного материала. Особенности регенерации разных тканей.

При выполнении отдельных этапов операции обязанности хирурга, ассистентов и операционной сестры меняются по указанию преподавателя.

11. Отработка практических навыков разъединения и соединения тканей (40 мин). Выделяется несколько хирургических бригад для отработки основных хирургических навыков по разъединению и соединению тканей в порядке самостоятельной работы под контролем преподавателя. В этих целях рекомендуется использовать несколько сегментов верхних и нижних конечностей, а также тренажерные устройства. Часть обязательных приемов, таких как обработка и отграничение операционного поля, местная анестезия, на данном этапе могут быть опущены. Основное внимание обучающихся должно быть обращено на правильное пользование инструментами, точность наложения швов, надежность техники завязывания узлов. После успешного усвоения основных хирургических навыков преподаватель демонстрирует технику наложения других видов швов (П-образных, вертикальных матрацных, скрытых косметических и др.), а также различные методы завязывания узлов.

12. Демонстрация видеофильма (15 мин).

Заключение

Оценивается качество отработки мануальных навыков. Дается персональное задание курсантам для их самостоятельной подготовки в тренажерном классе во внеаудиторное время. Рассматриваются некоторые правила совершенствования хирургических навыков и поддержания их на высоком уровне. Особые замечания

Выставляются итоговые оценки за практическое занятие с учетом исходного уровня знаний, ответов по ходу освоения разделов и вопросов темы, качества отработки практических навыков, а также ответов на некоторые контрольные вопросы из предлагаемого перечня.

Контрольные вопросы

1.  Дайте анатомо-физиологическое обоснование различным видам местной анестезии.

2.  Какие ткани отличаются наибольшей чувствительностью?

3.  Что относится к общехирургическому инструментарию?

4.  Как объяснить необходимость послойного разъединения и соединения тканей?

5.  Как обосновать применение различных видов швов на разных тканях?

6.  Сформулируйте критерий «достаточности» при выборе длины любого разреза.

7.  Каков смысл значительно более широкой обработки операционного поля, чем вероятная длина разреза кожи?

Особые замечания

В процессе занятия обращается внимание слушателей на:

1.  Приоритет и заслуги отечественных хирургов в разработке методов обезболивания (Н.И.Пирогов, В.Анреп, С.П.Федоров, А.В.Вишневский и др.);

2.  Значение местного обезболивания в практике мирного времени, в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г. и в войне в Республике Афганистан.

Приложения:

Приложение 1

Перечень оснащения столика операционной сестры

Общехирургический инструментарий,. шприц 2, 10 и 20 мл с иглами, растворы для обработки операционного поля и местной анестезии. шовный материал (шелк, кетгут, капрон и др.), марлевые салфетки, шарики, различные виды дренажей, поролоновые тренажеры для отработки хирургических навыков, цветная тесьма для тренировки в завязывании узлов.

Приложение 2

Список препаратов и наглядных пособий

1.  Набор шовных материалов.

2.  Муляжи ран, заживших первичным и вторичным натяжением.

3.  Набор гемостатических препаратов.

4.  Препараты с различными видами наложения швов.

Приложение 3

Список таблиц

1.  Позиции скальпеля в руке при разрезах.

2.  Виды швов.

3.  Виды узлов и техника их вязания.

4.  Строение кожи и места введения новокаина.


Приложение 4

Перечень диапозитивов и рисунков из книг

1.  Техника рассечения кожи и подкожной клетчатки.

2.  Техника рассечения фасции и разъединения мышц.

3.  Виды и способы местной анестезии.

4.  Техника перевязки сосудов в ране.

5.  Ошибки при наложении швов.

Приложение 5

Список рентгенограмм

1.  Внутрикостная анестезия (заполнение вен тканей).

2.  Распространение новокаина по футлярам конечностей.