Применение проективных и непроективных методов в психогигиеническом исследовании личности

Страницы работы

Содержание работы

Применение проективных и непроективных методов в                              психогигееническом исследовании личности.

В настоящей работе рассматриваются некоторые недостатки и преимущества методов исследования личности, а также предлагается изменить существующую схему обследования.

В большинстве своем многие исследователи предпочитают для изучения свойств психики непроективные методики (личностные опросники), такие как тест MMPI, опросники Айзенка и Кеттела... В данном варианте мы получаем возможность изучить личность лишь сегментарно, получить информацию о естественных унитарных структурах и типах личности (экстроверсия, интроверсия, стабильность, лабильность...).

Необходимо также учитывать, что:

1) Характеристика личности  в варианте с опросниками основывается на данных самооценки испытуемыми своих качеств, что затруднено различной способностью людей к интроспекции и объективной самооценке из-за наличия различных защитных механизмов.

2) Испытуемые при ответах на вопросы склонны описывать не их действительный тип реакции, а тот образ поведения, который они считают для себя преемственным, положительным.

Таким образом непроективные методики зачастую оказываются недостаточными для изучения отдельных случаев с учетом необходимой степени глубины обследования, так как не позволяют выявить аспекты влияющие на психику индивида и являющиеся причиной нарушения психического здоровья.

Проективные методики: ТАТ, тесты Люшера, Роршаха, рисунка дерева... дают исследователю возможность работы с символикой бессознательного, с так называемой  проекцией вытесненных стимулов, что представляет  наибольший интерес с позиции психогигиены и психопрофилактики.

Катексис к вытесненным из сознания стимулам затруднен, но с помощью проективных методик, неструктурированные стимулы которых оказывают ослабляющее или разрушающее действие на процессы, ориентированые на реальность и тормозящие развитие гиперкатексиса, он становится возможным.

Этому способствует:

1) Так называемая неопределенность стимульного  материала или инструкции к заданию,благодаря чему испытуемый обладает относительной свободой в выборе ответа или тактики поведения.

2) То, что деятельность испытуемого протекает в атмосфере доброжелательности и при полном отсутствии оценочного отношения со стороны экспериментатора. В то же время испытуемый обычно не знает, что в его ответах диагностически значимо, что приводит к максимальной проекции личности, не ограничиваемой социальными нормами и оценками.

3) И наконец, проективные методики измеряют не ту или иную психическую функцию,а своего рода модус личности в ее отношениях с социальным окружением.

Не следует забывать о том , что у проективных методик имеется значительный недостаток в сравнении с личностными опросниками - существует бесчисленное количество вариантов для интерпретации результатов и необходим достаточный опыт для точного их обоснования.

Согласуясь  с вышеизложенным, считаю необходимым предложить обязательно включать в психогигееническое исследование как непроективные так и проективные методики, которые будут в значительной мере дополнять обследование и давать возможность изучать личность в целом, с точки зрения ее своеобразия.

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Психиатрия
Тип:
Конспекты лекций
Размер файла:
51 Kb
Скачали:
0