Послеродовые гнойно-воспалительные заболевания. Акушерский сепсис. Эмболия околоплодными водами

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Для преподавателей

Экз. № ……

«УТВЕРЖДАЮ»

Начальник кафедры акушерства и гинекологии полковник медицинской службы

«……» ……………… 200… г.

К.М.Н. ассистент 

Методическая разработка для проведения

Практического занятия № 41

на тему:  Послеродовые гнойно-воспалительные заболевания.

Акушерский сепсис. Эмболия околоплодными водами.

для курсантов  5 курсов факультетов подготовки врачей

Обсуждена и одобрена на заседании кафедры

протокол № 82

дата утверждения  2007-11-13

Уточнено (дополнено):  «_____»_____________ 200 …  г.

_____________

 (подпись)

Санкт-Петербург

200 …


Тема:  Послеродовые гнойно-воспалительные заболевания. Акушерский сепсис. Эмболия околоплодными водами.

Учебные группы: курсанты, слушатели 5 курса факультета подготовки врачей.

Учебные и воспитательные цели:

1.  Цель занятия: Ознакомить обучаемых с послеродовыми гнойно-воспалительными заболеваниями.

2.  Частные цели:

Изучить физиологическое течение послеродового периода, диагностику и лечение основных осложнений.

Практические навыки:

-  методика обследования родильниц (общий осмотр, оценка по органам и системам, пальпация молочных желез, определение высоты стояния дна матки, количество и характер лохий);

-  уход за родильницей (обработка молочных желез, профилактика трещин сосков, обработка промежности при наличии швов).

Учебное время: одно практическое занятие – 4 часа.

Учебно-материальное обеспечение:

-  родильницы в нормальном послеродовом периоде

-  родильницы с наличием изучаемой патологии и/или тематические задачи

-  послеродовое отделение, работа в перевязочном кабинете

Литература:

А) основная:

1.Айламазян Э.К. Акушерство. Учебник. СПб. СпецЛит, 2004.

2. Руководство  к практическим занятиям по акушерству и перинатологии. Под ред. проф. Ю.В. Цвелева и д.м.н.  В.Г. а.-СПб.: ООО «Издательство Фолиант»-2007. – 640 с.

Б) дополнительная:

1. Акушерство:руководство/ под. Ред. Э.К. Айламазяна, В.И. Кулакова, В.Е. Радзинского, Г.М. Савельевой.- М.: ГЭОТАР-Медиа,  2007. – 1200 с. – (Серия «Национальные руководства»).

2.  Акушерство. Под ред. Г.М. Савельевой. М. «Медицина», 2004.

3. Краснопольский В.И., Буянова С.Н., Щукина Н.А. Гнойная гинекология. – М.:МЕДпресс, 2001.

4. Серов В.Н., Жаров Е.В., Макацария А.Д. Акушерский перитонит. – М.:Крон-Пресс, 1997.

 Частная методика преподавания:

1. Заслушивание реферативных сообщений на темы:

§  Этиология и патогенез послеродовых гнойно-воспалительных заболеваний

§  Этиология, клиника, диагностика и лечение эмболии околоплодными водами

2. Ролевая игра на тему: «диагностика и лечение акушерского перитонита».

3. Курация родильниц (3-4 человек) после родов через естественные родовые пути, после кесарева сечения, после родов с применением перинеотомии на базе послеродового отделения

4. Разбор ситуационных задач по  теме занятия.

5. Отработка практических навыков

- освоение методики подсчета шокового индекса

- освоение методики подсчета лейкоцитарного индекса интоксикации

План проведения практического занятия и расчет учебного времени

№ пп

Учебные вопросы

Время (мин)

1

Введение

5

2

Контроль исходного уровня знаний курсантов

10

3

Методика обследования больных

20

4

Самостоятельная работа курсантов.

135

5

Тематический обход

30

6

Клинический разбор и текущий контроль знаний слушателей

40

5

Заключение

10

Содержание и методика проведение занятия.

1.  Введение.

2.  Методика обследования больных:

1.  Ф.И.О., возраст

2.  Анамнез (перенесенные заболевания, течение родов и послеродового периода).

3.  Особенности течения настоящей беременности, осложнения в родах.

4.  Течение послеродового периода (день послеродового периода):

-  жалобы;

-  общее состояние родильницы;

-  температура тела, АД, пульс;

-  состояние молочных желез (нагрубание, болезененность,  наличие молозива или молока, трещины сосков, наличие инфильтратов, гиперемия).

-  соответствие высоты стояния дна матки дню послеродового периода;

-  характер лохий (количество, запах, цвет);

-  физиологические отправления;

-  данные лабораторных показателей.

5. Диагноз. Осложнения. Сопутствующие заболевания.

Послеродовые гнойно-воспалительные заболевания

Частота послеродовых гнойно-септических заболеваний составляет 4-6%, а после кесарева сечения – от 2 до 54, 3%.

Послеродовые инфекционные заболевания возникают в результате проникновения инфекции через «входные ворота». Первичным очагом обычно являются разрывы и травмы в области  промежности, влагалища и шейки матки, обширная внутренняя раневая поверхность матки. При эндогенной инфекции микрофлора проникает в рану из влагалища, наружных половых органов, реже - из имеющихся в организме родильницы очагов  хронической инфекции. Эндогенная инфекция в последние годы приобретает ведущее значение. При экзогенном пути распространения микрофлора заносится в случаях нарушения правил асептики и антисептики, требований санитарно-гигиенического режима акушерского стационара и несоблюдения правил личной гигиены персоналом и родильницами.

В этиологии послеродовых инфекционных заболеваний  основную роль

Похожие материалы

Информация о работе

Тип:
Методические указания и пособия
Размер файла:
219 Kb
Скачали:
0