Переношенная беременность. Наружное акушерское исследование

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Для преподавателей

Экз. № ……

«УТВЕРЖДАЮ»

Начальник кафедры акушерства и гинекологии полковник медицинской службы

«……» ……………… 200… г.

К.М.Н. преподаватель полковник м/с С

Методическая разработка для проведения

Практического занятия № 36

на тему:  Переношенная беременность

для курсантов  5 курсов факультетов подготовки врачей

Обсуждена и одобрена на заседании кафедры

протокол № 74

дата утверждения  2007-02-13

Уточнено (дополнено):  «_____»_____________ 200 …  г.

_____________

 (подпись)

Санкт-Петербург

200 …


Тема: Переношенная беременность.

Учебные группы: курсанты 5 курса II, III, IV, V факультетов

     (учебная группа в количестве 8-9 курсантов).

УЧЕБНЫЕ И ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЦЕЛИ:

Цель занятия:  научить курсантов методике исследования беременных при переношенной беременности (общесоматический и акушерский анамнез, наружное акушерское исследование, измерение размеров таза, внутреннее, влагалищное исследование); изучить факторы, влияющие на течение и исход родов при переношенной беременности.

Частные цели занятия (практические навыки курсантов).

Курсанты должны уметь:

·  четырьмя приемами наружного акушерского исследования определить  положение, предлежание, позицию и вид плода;

·  выслушать сердцебиение плода и определить его массу;

·  измерить окружность живота, высоту стояния дна матки над лоном, размеры большого таза;

·  произвести внутреннее (влагалищное) исследование и измерить диагональную конъюгату;

·  на основании анамнестических, клинических и лабораторных данных определить срок беременности, сформулировать и обосновать развернутый диагноз переношенной беременности;

·  составить план ведения родов и определить их прогноз.

Курсанты должны:

- выбирать и обосновывать лечебную тактику при переношенной беременности в условиях части и в условиях родильного отделения госпиталя (больницы);

- получить представление об операции кесарева сечения.

Учебное время - одно занятие (2 часа).

Учебно-материальное обеспечение:

1. Занятие  проводится  в  дородовом, родильном и послеродовом отделениях. Обучаемые курируют 2-х – 3-х  беременные с переношенной беременностью.

2. Литература:

Основная:

1. Акушерство (под ред. Г.М. Савельевой). - М.: Медицина, 2004. – 420 с.

2. Руководство к практическим занятиям по акушерству и перинатологии (под. ред. Ю.В.Цвелёва, В.Г. а). - СПб: ООО "Издательство Фолиант", 2004. – 640 с.

Дополнительная:

1. Дуда В.И. Акушерство. – М.: Оникс 21 век, 2005. – С. 84-92.

2. Кулаков В.И. Клинические рекомендации: акушерство и гинекология. – М.: ГЭОТАР Медицина, 2005. – С. 38-40.

3. Норвитц Э.Р., Шордж Д.О. Наглядные акушерство и гинекология (пер. с англ.). - М.: ГЭОТАР МЕДИЦИНА, 2003. – С. 79-84.

4. Перинатальное акушерство (под ред. проф. В.Б.Цхай).  - М.: Медицинская книга. - Н.Новгород: Издательство НГМА, 2003. - 416 с.

3. Технические средства обучения: диапроектор с набором слайдов в кассете в количестве  28 штук.

4. Наглядные пособия:

·  таблицы и рисунки (женский таз, сагиттальный распил; измерение окружности живота сантиметровой лентой; измерение высоты стояния дна матки при переношенной беременности; наружное измерение таза (ромб Михаэлиса);

·  костный таз, кукла, муляж женского таза, тазомер, акушерский стетоскоп, сантиметровая лента.

План проведения занятия и расчет учебного времени

№№ пп

Учебные вопросы

Время (мин)

1.

Введение

5

2.

Контроль исходного уровня знаний курсантов

10

3.

Контроль  усвоения  курсантами  плана  обследования  беременных с переношенной беременностью

10

4.

Самостоятельная  работа  курсантов  с  беременными

20

5.

Клинический разбор беременных (либо решение задач)

30

6.

Заключение (подведение итогов занятия)

15

Частная методика преподавания

-  Заслушивание реферативных сообщений:

§  Этиология и патогенез перенашивания беременности;

§  Новые медицинские технологии по проблеме переношенной беременности.

-  Работа в малых группах:

§  Реабилитация родильниц в позднем послеродовом периоде.

-  Работа в родильном зале и операционной.

Содержание и методика проведения занятия

I. ВВЕДЕНИЕ

      Перенашивание беременности – термин, применяемый для описания синдрома нарушения созревания плода при беременности, продолжающейся более 42 недель. Роды при перенашивании называют запоздалыми. Приблизительно 10% всех беременностей продолжается более 42 недель, из них 14% длятся более 43 недель.

Средняя продолжительность беременности составляет 280 дней (40 недель) с первого дня последней менструации, или 266 дней с момента овуляции при 28-дневном цикле (правило Негеле).

Точный срок беременности имеет первостепенное значение и может быть определён многочисленными методами в различные сроки беременности. Данные о первом дне последней менструации и длительности менструальных циклов - важная информация для определения срока беременности.

Точное определение срока беременности :

- первое посещение врача в ранние сроки беременности помогает выявить соответствие размеров матки сроку беременности.

- УЗИ - точный метод определения срока беременности во втором триместре

Похожие материалы

Информация о работе

Тип:
Методические указания и пособия
Размер файла:
202 Kb
Скачали:
0