Основные этапы становления и развития социально-политической мысли: западная традиция

Страницы работы

Содержание работы

Тема 2 Основные этапы становления и развития социально-политической мысли: западная традиция.

Политическая мысль древности и средневековья. Возникновение, интерпретация термина «политика» в трудах древнегреческих и древнеримских мыслителей. Виды политики. Основные идеи названной эпохи о взаимодействии человека, государства, общества; о справедливом общественном устройстве в трудах Платона, Аристотеля, Эпикура, А. Августина, Ф. Аквинского и ряда других. Теологическая (А. Августин, Ф. Аквинский), договорная (Эпикур), насильственная теории возникновения государства.

Теоретико – политические идеи эпохи Возрождения. Трансформация идей о справедливом общественном устройстве в теории утопического социализма (Т. Мор, Т. Кампанелла). Анализ политической реальности через интерпретацию природы человека как определяющего начала характера, динамики политической реальности. Политика как средство манипулирования другими (Н. Макиавелли). «Макивеаллизм» в политике. Противопоставление макиавеллизма идеям И. Канта о нравственных основаниях политики и политика.

Социально – политическая мысль Нового времени характеризуется многоаспектностью подходов в изучении политики и власти. Совершенствуются теории происхождения государства (договорная (Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо), классовая К. Маркса). Предлагаются теории идеального общественного устройства (Мелье, Бабеф, А. де Сен-Симон, Ш. Фурье и другие) и первая попытка их реализации на практике (Р. Оуэн).

Постановка проблем власти и государства. Ш.-Л. Монтескье «о духе законов», как основания построения демократического общества. Его «система сдержек и противовесов». М. Вебер о власти и формах господства. Анализ государственной бюрократии и «вождистской» демократии. Понятие политической элиты и массы, политического лидерства. В. Паретто о правящих элитах, определяющих политическую жизнь в обществе; о политической системе как модели «нарушаемого и восстанавливаемого равновесия». Р. Михельс о невозможности демократизации политической жизни, о факторах возникновения олигархических структур власти. «Железный закон олигархии» в учении о политических партиях и объединениях. Проблемы власти и государства. Соотношение политической власти и собственности, демократии и диктатуры.

Политическая социология в ХХ веке. Пост структурализм и постмодернизм.

Тема 3. Становление и эволюция социально – политической мысли в России.

Практически до ХVI века политические идеи, взгляды русских мыслителей существовали в виде политико-идеологических сюжетов, оценочных суждений и рекомендаций, которые вплетались в общефилософские рассуждения автора. Формами их выражения становились летописи, исторические повествования, церковные послания и проповеди. В названных способах выражения идей отсутствовал четкий категориальный аппарат, логическая структура изложения концепции и так далее. Поэтому данный этап определяется в научной литературе как предтеча, предыстория, фундамент, на котором возникнут политические науки. В рамках упомянутого этапа важное значение принадлежит следующим произведениям: «Поучения» Вл. Мономаха, «Слово о законе и благодати» митрополита Илариона. Они явились первыми нравственными трактатами на Руси. 

В ХVII – ХVIII в.в. в России завершается процесс централизации государства, утверждается абсолютная монархия, а так же главенство светской власти над духовной. Эти процессы отражаются в политических воззрениях мыслителей того времени. Ученые, политики, активно высказывают свои суждения  на государство, его политико – правовой режим, форму правления, политику в целом как сложившиеся политические концепции.  В этой связи следует обратить внимание на  труды М. Грека, В. Карпова, И. Тимофеева, А. Курбского, Ю. Крижанича, В. Татищева. В этот же период возникает оригинальная политическая концепция «Москва – Третий Рим» (Филофей). Многие из названных теорий опередили свое время, оказавшись весьма актуальными в наши дни (М. Грек, В. Татищев, Филофей).

Социально – политическая мысль в России ХIХ начала ХХ в.в. изобилует школами, течениями. Их появление и подъем обуславливается осознанием необходимости реформирования российского общества той эпохи, в первую очередь – его политической сферы. 

Похожие материалы

Информация о работе