Экономическое сравнение вариантов электроснабжения, страница 8

По достижению цели и продолжительности выполнения НИР классифицируется на: фундаментальные, поисковые, прикладные  и разработки. 

Фундаментальные исследования – это исследования, имеющие  своей целью открытие  новых  закономерностей,  получение  совокупности новых научных  результатов,  составляющие  основу  для   возникновения   других  исследований.  

Результаты фундаментальных исследований являются основой  для  но- вых фундаментальных, поисковых и  прикладных  исследований  и  разработок, а иногда причиной возникновения нового  направления в развитии  науки и техники.

Поисковые исследования –  исследования, опирающиеся на  существующие фундаментальные теории и  направлены  на  совершенствование  тео- ретических направлений и методологий.

Результаты могут быть использованы  в дальнейших  поисковых  или  в прикладных исследованиях  и  разработках. Общенаучный  эффект  меньше, чем в фундаментальных. Возможна оценка технико-экономической  целесо- образности НИР.

Прикладные исследования – работы, направленные на анализ  и  обобщение на научной основе результатов, достигнутых  в  различных  областях науки. Направленный характер исследований.

Результатами могут быть:  схемы, модели, макеты, методики и т.п.,  для использования в начале разработок. Время выполнения – нормировано. Воз-можен расчёт экономической эффективности НИР.

Разработки – это работы, направленные на использование результатов прикладных исследований для конкретного решения научно-технических за- дач в материализованном виде.

Материализованный результат с технически  лучшими,  чем  у аналога, параметрами.  Предполагается  получение  лицензий,  патентов,   авторских  свидетельств, рационализаторских предложений. Сроки выполнения строго регламентированы. Обязателен расчёт экономической эффективности НИР.

При рассмотрении эффективности  научно-исследовательских  и  опытно-конструкторских разработок  (НИОКР)  необходимо  различать  понятия:  

эффект  и эффективность.

Эффект – полезность  достигнутого  результата,  а  эффективность –  эффект с учётом затрат на его получение.Поэтому не всегда эффект  прини- мается к исполнению, так как, может оказаться, что его применение  не ком- пенсируют затраты на его получение.

С точки зрения  целевого  использования  результатов  НИОКР  эффект  может быть: научный,  технический,  экологический,  социально-политичес-кий, экономический и учебно-исследовательский.

Научный эффект – получение новых научных результатов,  увеличивающих объём знаний о природе, технике и обществе,  развивающих  теорети- ческую базу в данном научном направлении,  позволяющих выявлять новые закономерности, которые могут быть использованы в практике. 

Технический эффект –  получение новых данных, применение которых способствует совершенствованию техники, технологии, материалов и т.п.

        Экологический эффект –  получение результатов, обеспечивающих сох- ранность окружающей среды или восстановление нарушенного ранее эколо- гического равновесия.

Социально-политический эффект –  повышение престижа  российской науки и техники на международном уровне, улучшение жизни и сохранения работоспособности и здоровья людей.

Экономический эффект – результаты исследования используются в виде новых машин, технологических процессов, механизмов, материалов и т.п.  Расчёт экономической эффективности  (эффекта)  по  фундаментальным  ис- следованиям, как правило, нецелесообразен, так как результаты  теоретичес-  ких исследований обычно не могут быть представлены при помощи количес- твенных показателей.

Учебно-исследовательский эффект – проявляется  в  том,  что  НИОКР,  выполняемые в высших учебных заведениях, оказывают влияние на повыше- ние квалификации  профессорско-преподавательского  состава,  на  качество учебного процесса и, следовательно,  на  уровень  подготовки  выпускаемых специалистов.  

В процессе проведения исследований по мере  перехода  от  фундаментальных до  разработок  изменяется  доля  общенаучного  и  экономического эффекта – общенаучный относительно уменьшается, а экономический отно-сительно возрастает (рисунок 2). 

Большой общенаучный эффект присущ фундаментальным и поисковым