Целостное представление об историческом движении научного знания

Страницы работы

Фрагмент текста работы

обоснованности; выделять структурные элементы конкретной научной теории; выявлять влияние философии на научную теорию; отличать онтологическую схему теории от картины мира науки.

l   Владеть навыком проведения самостоятельного историко-научного исследования – комплексного анализа исследовательской проблемы в истории науки.

3. Объем дисциплины и виды учебной работы.

Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

Общая трудоемкость

46

5

Аудиторные занятия

20

Лекции

20

Практические занятия (семинары)

Лабораторные работы

Самостоятельная работа

26

Курсовые работы/рефераты

Вид итогового контроля

зачет

4. Содержание дисциплины. 4.1. Разделы дисциплины и виды занятий.

Разделы дисциплины

лекции

семинары

1.

Методологические и концептуальные основы истории науки как исследовательской и учебной дисциплины

2

2.

Основные модели историографии науки

2

3.

Структура научного знания

2

4.

Классификация наук. Дихотомия естественных и социогуманитарных наук. Законы движения научного знания.

2

5.

Наука античности

2

6.

Средневековая наука

2

7.

Европейское Возрождение и становление новой картины мира.

2

8.

Научная революция VII в.: этапы, герои, результаты.

2

9.

Борьба альтернативных научных программ: ньютонианства, картезианства, атомизма, лебницианства.

2

10.

Классическое естествознание и его кризис: от «нормальной науки» к революции.

2

4.2 Содержание разделов дисциплины.

Раздел 1. Методологические и концептуальные основы истории науки как исследовательской и учебной дисциплины

Закономерности развития научного знания как предмет истории науки. Понятие науки. Дисциплины, изучающие науку: философия науки, науковедение, социология науки. Наука как форма знания и как социальный институт. Наука как форма общественного сознания и производительная сила общества. Споры о месте и роли науки в культуре: сциентизм и антисциентизм. Понятия: знание, наука, рациональность, истина и заблуждение – их соотношение. Интернализм и экстернализм – две соперничающие концепции истории науки: А.Койре и Дж.Бернал как примеры реализации подходов.

Раздел 2. Основные модели историографии науки

Изменение образа науки  в философии науки. Кумулятивистская модель движения научного знания: логический позитивизм и принцип верификации. К.Поппер, идея эволюционной эпистемологии и принцип фальсификации. Концепция научно-исследовательских программ И.Лакатоса. Антикумулятивизм. Т.Кун «Структура научных революций» – развитие науки как смена парадигм. «Эпистемологический анархизм» П.Фейерабенда и отрицание им возможности рациональной реконструкции истории науки.

Раздел 3. Структура научного знания

Идеальная модель научного знания как сочетающая в себе два уровня теоретический и эмпирический. Эмпирический уровень научного знания. Понятие научного опыта: эксперимент и наблюдение. Чувственные данные и научный факт. Процедуры сравнения, классификации, систематизации на эмпирическом уровне. Понятие научного закона. Познавательный статус эмпирических закономерностей. Теоретический уровень научного знания. Идеальные объекты теории – теоретические конструкты – их познавательный и онтологический статус. Теоретические принципы, теоретические законы. Математический формализм теории. Проблема разграничения и познавательной первичности теоретического и эмпирического уровней научного познания. Онтологическая схема теории и научная картина мира. Проблема эмпирической интерпретации теории. Гипотетико-дедуктивная модель научного объяснения.

Раздел 4. Классификация наук. Дихотомия естественных и гуманитарных наук

Классификация наук по предмету и методу: математика, естественные науки, социальные науки, гуманитарные науки. Обоснование дихотомии «номотетические – идиографические» науки и «науки о природе – науки о духе» в баденском неокантианстве и философии жизни В. Дильтея. Различие эпистемологического статуса естественных и социогуманитарных наук: отсутствие в социогуманитарных науках общепринятой парадигмы, научного консенсуса, теорий, подобных естественно-научным. Поиски и обоснование в философии науки правомерности иных форм объяснения: каузальной, телеологической, генетической – в социогуманитарном знании. Сравнение способов организации знания (эмпирии и теории) в физике и истории. Задача обнаружения единых закономерностей развития наук на основе диалектики истины и заблуждения как внутреннего источника динамики научного знания.

Раздел 5. Наука античности

Понятие научно-исследовательской программы и ее роли в развитии науки. Античная наука сквозь призму трех научно-исследовательских программ: платоновско-пифагорейской, атомистической, аристотелевской: основные понятия – бесконечность, непрерывность,  пространство, время, движение. Эвристическая роль метафизики в науке. Особенности античной науки: теоретичность, рационалистичность (отсутствие эксперимента), систематичность (идея космоса как системообразующая), разрыв между наукой и техникой. Периодизация античной науки. Отличие греческого понятия «природы» от современного. Переход от мифа к логосу как условие возникновение научного знания. Философия как натурфилософия, первая наука. Доказательность и научность античной математики в отличие от ре цептурности восточной математики. Пифагорейский союз и первый кризис оснований математики. Парадоксы Зенона: выявление теоретических противоречий в категориях «пространства», «времени» и «движения»; античные научно-исследовательские программы как попытки справится с этими противоречиями.

Развитие античной математики: Пифагор, Платоновская академия (Евдокс

Похожие материалы

Информация о работе