Предмет методологии науки. Гносеология как философская дисциплина

Страницы работы

Содержание работы

ПРЕДМЕТ МЕТОДОЛОГИИ НАУКИ

1 .Гносеология как философская дисциплина

2. Философия и методология науки.

3.Роль методология науки в конкретном научном исследовании

1 .Гносеология как философская дисциплина

Философия - систематизированное мировоззрение. В мировоззрение непременно входит представление об отношении человека к окружающему миру Сущность человеческого отношения к миру - практическое преобразование. Чтобы мир преобразовать, его надо познать. Поэтому в структуру любой философской теории должно входить представление о познании как фундаментальном свойстве человека. Без гносеологии философия неполна. Поэтому гносеологические построения входят в самые ранние философские концепции. Демокрит: эйдолы стекают с поверхности предметов. Платон: теория воспоминания. Августин Блаженный: дарование истины богом. Бэкон: группировка ощущений. Декарт: дедуктивное прояснение очевидных утверждений. Гегель -приобщение индивидуального духа к надындивидуальному. Маркс: творческое отражение реальности.

Гносеология должна ответить на следующие три вопроса: 1)какова сущность познания? 2)каковы возможности познания? и 3)каков внутренний механизм познавательного процесса? Все остальные вопросы - не более, чем конкретизация этих вопросов.

2.Философская теория и методология науки

В принципе возможны две позиции человека по отношению к окружающему миру: 1)утилитарная, 2)незаинтересованная, неутилитарная. Первая характерна для обыденного сознания. Обыденное сознание рассматривает все вещи с точки зрения их реальной или потенциальной пользы. Обыденное сознание необходимо в непосредственно-практической деятельности. Такая же позиция имеет место в религии. Религия увеличивает мощь человека, используя воображаемые факторы (сверхъестественные силы). Вторая присуща науке. В науке целью познания является не достижение практического результата, а открытие истины. Искусство кажется родственным науке, ибо эстетическое суждение, как показал еще Кант, является принципиально неутилитарным. Однако при ближайшем рассмотрении оказывается, что искусство свободно от утилитарности только лишь на поверхности. В глубине искусства скрыто стремление переделать человека, изменить его поведение- Таким образом, научное познание представляет собой самостоятельную и оригинальную сферу человеческого бытия. По этой причине научное познание становится предметом специальной философской рефлексии. Так наряду с гносеологией возникает эпистемология, т.е. теория научного познания. (Правда, иногда эти термины употребляются как синонимы).

Теория научного познания имеет два уровня: философский и нефилософский. На философском уровне решаются предельно общие вопросы научного познания: природа истины, соотношение абсолютной и относительной истины, соотношение науки с другими формами познания и т.п. На нефилософском уровне исследуются проблемы меньшей степени общности: природа научного факта, соотношение эмпирического и


теоретического в познании, статус научной гипотезы, принципы отбора гипотез, механизм смены теорий и т.п. Весь этот комплекс вопросов относится к компетенции методологии науки.

3.Роль методологии науки в конкретном научном исследовании

Методология науки представляет собой самостоятельную научную дисциплину, имеющую в целом нефилософский статус. Это общенаучная теория, промежуточная между философией и конкретными науками. Специфика ее заключается в том, что предметом познания в ней является сама наука. Можно ли обойтись без нее для выполнения конкретных научных исследований? Разумеется, можно. Так, социологический метод контент-анализа вовсе не требует знания методологии науки. Поэтому у многих специалистов в области частных наук существует отрицательное отношение к методологии научного познания Открыто оно не выражается, но в частных разговорах звучит вполне определенно. Чем более конкретными вещами занимается ученый, тем меньше он понимает, зачем нужна методология науки. Но ученые, ставящие и решающие принципиальные вопросы своей науки, относятся к методологии науки с меньшим предубеждением. Они ощущают потребность в уяснении некоторых проблем, которыми как раз и занимается методология науки. Например, в истории существует проблема исторического факта. Но чтобы высказать суждение по этой проблеме, необходимо разобраться в том, что из себя представляет фактлсак форма научного знания вообще. То же самое - вопрос о смене одной теории другой. В методологии этот вопрос исследуется в общем виде.

Похожие материалы

Информация о работе