Теоретические основы педагогической технологии. Достигаемый результат деятельности

Страницы работы

Фрагмент текста работы

полнее человек воспримет окружающий мир, чем больше информации о нем получит, тем более образованным станет. Результатом отражения становятся приобретенные знания, которые по природе своей обладают насильственным характером, и их фактическое наличие никак не связано с эмоциональной сферой человека.

Процесс отражения может происходить непроизвольно, спонтанно, если ребенок в конкретной ситуации становится соучастником какой-либо деятельности, обогащающей его прикладными или научными знаниями. Но этот процесс может выстраиваться и специально, когда между ребенком и окружающим миром в качестве опосредующего звена появляется другой субъект — роди-тели или педагог передающий ему знания. Полученные знания становятся основой для ориентации ребенка в мире, без них ему не обойтись в жизни; вероятно, поэтому сегодняшняя школа так активно делает упор на дидактическую функцию, сводя при этом воспитание к обучению.

Уровень образованности человека является не единственной и не основной характеристикой его воспитанности, ибо он реализует себя как личность во взаимодействии с другими субъектами и объектами окружающей действительности, исходя из имеющихся, сформированных к этому моменту отношений. Именно они определяют характер взаимодействия субъекта с окружающим миром. Отношение, в отличие от знания, представляет собой категорию субъективно свободную: передать знания о музыке Баха, Вивальди, Бетховена можно, но заставить полюбить эту музыку, полюбить так, как любит ее тот, кто рассказывает о ней, — нельзя. Человек сам вырабатывает собственное отношение к музыке, искусству, природе, к другим людям. И в этом плане единственным и главным экспертом, принимающим либо отвергающим то или иное утверждение или позицию, является только он сам.

Фактор субъективной свободы при формировании отношения имеет определяющее значение в личностном развитии и заставляет воспитателя учитывать психические особенности детей в организуемом общении, выстраивать его так, чтобы оно приносило удовлетворение, вызывало интерес, побуждало к принятию социально ценностной позиции, демонстрируемой педагогом в этот момент. Независимо от того, работа ли это на уроке по освоению учебного материала, проведение ли внеклассного мероприятия или просто свободное общение, педагог раскрывает перед детьми (осознанно или бессознательно) свое отношение к информации, обсуждаемым событиям, к другому человеку, самому себе и т. д. Задача воспитания в том и заключается, чтобы транслируя свое отношение к социальной ценности на уровне человеческой культуры, повлиять на формирование ценностной позиции учеников.

Почему же нас так заботит отношение ребенка и совсем не волнует его поведение? Ответ прост — отношение субъекта определяет характер его поведения во взаимодействии с миром. Если педагог фиксирует внимание на поведенческих реакциях ребенка — значит, остается в плену иллюзорных представлений о реальном уровне его воспитанности: скрытые мотивы, такие, как желание произвести впечатление, понравиться, обратить на себя внимание, вызвать благосклонность кого-либо и многое другое, — могут диктовать определенный стиль взаимодействия для получения

Похожие материалы

Информация о работе