Логика как наука, ее значение для педагогики. Знаковая информационная система

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Логика как наука, ее значение для педагогики.

От слова "логос" (мысль,  слово,  разум,  закономерность). Основные смыслы:

1.Закономерности объективной  действительности  (логика классовой борьбы).

2.Совокупность правил мышления.

3.Наука о правильном мышлении.

Понятие истины. Формы абстрактного мышления.

Естественные и искусственные языки: определение, виды, функции.

Знаковая информационная система. Функции 1)выражение, 2)коммуникация.

Язык логики: постоянные и переменные.

Семантические категории

Предложения

1.Повествовательные

2.Вопросительные

3.Побудительные

Выражения, играющие определенную роль в составе предложения

1а)Дескриптивные термины

1.Имена предметов.  (Простые:  стол,  сложные: самый северный город в мире, собственные: Амур, общие: стол"). (Последнее означает класс предметов). (Деление нестрогое).

2.Функциональные знаки - выражения,  означающие предметные функции  (например,  тангенс или знак корня).

3.Предикаторы - выражения,  обозначающие свойства или отношения,  наличие которых  у соответствующих предметов утверждается или отрицается в суждениях (талантливый, горький, большой). Одноместные предикаторы выражают свойства, а многоместные отношения:

Сергей - брат Василия (двухместный). Тверь - между Питером и Москвой (трехместный).

1б)Логические термины

1.Конъюнкция

2.Дизъюнкция (двух видов)

3.Кванторы (существования и общности)

4.Импликация

5.Отрицание

6.Эквиваленция

Логическая константа - функтор,  сохраняющий свое значение в любом рассуждении. В качестве логических констант выступают слова "все",  "некоторые", "суть", "и", "или", "если, то" и.т.д.

Индивидные переменные - x, y, z.

Пропозициональные переменные - p, q, r.

Предикатные переменные - P, Q, R.

Если данный стержень является железным или медным,  то он хороший  проводник  тепла  и электричества.

p >q

(r v s) >(t и u)

((x есть P) v (х есть Q)) > ((х есть R) и (х есть S))

Три формы записи этой мысли.

История логики. Формальная и символическая логика.

Первые учения  возникли  в  древней  Индии,  но  современная логика опирается на труды Аристотеля. Он отделил форму речи от содержания, открыл атрибутивную форму высказываний, описал основные виды атрибутивных суждений и правильных способов их обращения, создал законченную теорию категорических силлогизмов.  Его ученики Теофраст  и  Эвдем (мегарская школа) сделали то же самое в отношении условных и разделительных силлогизмов. Стоики (в первую очередь Хрисипп) разработали теорию  доказательств.  Эпикурейцы заложили основы  индуктивного  метода.  В сочинениях Цицерона принята латинизированная терминология. В средние века занимались в основном комментированием. В эпоху Возрождения дедукция отвергается в пользу индукции. Галилей (17 век) восстанавливает дедукцию в правах и вводит понятие гипотетико-дедуктивного метода.  В том  же  направлении  шла мысль Декарта и Лейбница.  Индуктивный метод стал развивать Ф.Бэкон. За ним последовал Милль. Г.Фреге в 1789 г. создает исчисление высказываний в строго математической форме.

Формальная логика -  наука  о  закономерностях  правильного  мышления,  т.е.  такого мышления, при  котором достигается переход от ранее установленных положений к новому знанию на основе мыслительных схем,  сложившихся в результате многократного  повторения в процессе постижения истины.

25.Понятие о формах и законах мышления.

Логическая форма мысли - ее строение. Выражается с помощью символов. Все S есть Р или "Если S есть P,  то S есть P_41_0. Логическая форма - та сторона рассуждения (доказательства, вывода, аргументации), которая не зависит от содержания данного рассуждения. Закон логики - необходимая,  повторяющаяся,  устойчивая связь  между  мыслями. Основные законы: тождества,   непротиворечия,   исключенного  третьего,  достаточного  основания. Первые три закона открыты Аристотелем.  Кроме основных,  существует множество неосновных формально-логических  законов.  В  математической  логике  закон  - тождественно-истинная формула.

26.Закон тождества, его роль в познании и педагогике.

В процессе определенного рассуждения всякое понятие и суждение должны быть тождественны самим себе. При нарушении этого закона возникает ошибка подмены понятий или подмены тезиса. Закон придает мышлению ясность и определенность. Выражается формулой а  >a (в логике высказываний) или А >А (в логике классов).  В обучении - избегать омонимии и использования синонимов без соответствующих пояснений.

27.Закон непротиворечия, его роль в познании и педагогике.

"Невозможно что-либо вместе утверждать или отрицать" (Ленин). Два противоположных суждения не могут быть истинными в одно и то же  время  в  одном  и том же отношении".  (Е и А; А и О; Е и I). Предохраняет против путаницы.

Используется для дихотомического деления понятий.

28.Закон исключенного третьего.

Из двух противоречащих суждений одно истинно, другое ложно, а третьего не дано.

(Е и I; А и О). Единичные суждения типа "Это S  есть P и Это S не есть P..

Действует только в отношении контрадикторных суждений. В аристотелевой логике законы исключенного третьего и непротиворечия друг из друга невыводимы.  К высказываниям о будущем данный закон может быть применен лишь в отдельных  случаях  (когда  возможность предсказать  будущее событие имеется).  В противном случае суждения оказываются неопределенными.  Степень неопределенности выражается через понятие  вероятности

Похожие материалы

Информация о работе