Проблемы функционирования профильных классов

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Существующие различия перечисленных форм отражены в различных подходах к комплектации классов в условиях профильной дифференциации и содержательной стороны их деятельности. В целом углубленное изучение предусматривает продвинутый уровень подготовки школьников, что позволяет достичь высоких результатов, но ограничивает число учащихся. Тогда как профильное обучение является более демократичной формой дифференциации на старшей ступени, т.к. основано на добровольном выборе обучаемых.   Следующее отличие классов с углубленным изучением отдельных предметов от других форм профильной дифференциации касается содержательной стороны их деятельности и состоит в углублении одного, а не нескольких предметов. Так, для классов такого типа характерно углубление только одного предмета, а в профильных и спрофилированных на вуз классах – нескольких.   Покажем различия профильных классов и классов, спрофилированных на вуз. Организационной основой создания классов, спрофилированных на вуз, является договор школы с конкретным вузом о взаимном сотрудничестве. Кроме основных учебных предметов, в школе проводятся специализированные курсы на базе данного вуза. Подобная форма дифференциации хорошо зарекомендовала себя как подготовка к конкретному высшему учебному заведению с ориентацией на выбранную профессию.   В практике работы школ широкое распространение получили следующие профильные классы: математический (физико-математический), естественнонаучный, гуманитарный и др. В классе одного профиля могут обучаться школьники, желающие получить в дальнейшем различные профессии, лежащие в одной области знаний. Например, в классе естественнонаучного (биологического) профиля учащиеся ориентируются на профессии медика, биолога, эколога, психолога.   Психологические и педагогические исследования позволили выявить индивидуально-типологические особенности, характерные для учащихся определенного профиля. К этим особенностям относятся интересы и склонности, которые существуют у обучаемых к определенным областям знания, специальные способности, позволяющие им успешно осваивать профилирующие предметы. Исследования В.А.Крутецкого, Н.С.Пурышевой, И.М.Смирновой показали, что для учащихся математических классов в большей степени характерно абстрактно-логическое мышление, интерес к систематизации, выявлению закономерностей, а у “гуманитариев” развито наглядно-образное мышление, ярче проявляются эмоции. Учащимся естественнонаучных классов свойственно воспринимать предмет как целое, логическое и чувственное восприятие объекта, гибкость мыслительной деятельности.   Для решения проблемы отбора содержания образования в различных формах профильной дифференциации значительную роль играет место предмета среди других дисциплин и его значение в общем образовании. Существует несколько классификаций учебных предметов в условиях профильной дифференциации.   А. Наиболее распространено деление предметов на профильные и непрофильные.   Б. Классификация, определяющая значение предметов по отношению к профильному, составленная Н.М.Шахмаевым:

  • основной предмет (например, физика в физическом профиле);
  • близкий к основному (математика);
  • прикладной предмет (радиоэлектроника).

  В настоящий момент приведенная классификация, к сожалению, практически не находит своего отражения в учебных планах, так как не всегда возможно ввести прикладной предмет.   В. В основу ныне принятых классификаций положено определение роли

Похожие материалы

Информация о работе