Специфика преемственности в культуре.Формы преемственности в культуре

Страницы работы

Содержание работы

Философия культуры. Максимальный вариант.

Лекция 9.

Преемственность как закономерность развития культуры

1.Преемственность как общефилософское понятие

2.Специфика преемственности в культуре

3.Формы преемственности в культуре

1.Преемственность как общефилософское понятие

Понятие преемственности имеет более  широкую область  применения, чем только философия культуры. Оно используется в диалектике, точнее говоря, в теории развития для отражения определенного аспекта процесса развития. Преемственность есть связь между предшествующим и последующим состоянием объекта, выражающаяся в сохранении некоторых его аспектов, свойств, параметров.

Выделяются три типа развития: прогресс, регресс и одноплоскостное развитие.

Прогресс – сохранение высших достижений предшествующей стадии и появление «эволюционной прибавки». (Терморегуляция у теплокровных животных).

Регресс – разрушение высших достижений при сохранении общей основы. (Паразитизм).

Одноплоскостное развитие – сохранение достигнутого уровня развития при отдельных частных изменениях.  (Переход млекопитающих  к  водному образу жизни).

2.Специфика преемственности в культуре

Культура развивается преимущественно прогрессивно. Но это лишь магистраль. В реальность прогресс пробивает себе дорогу через бесчисленные зигзаги, отступления, попятные движения. Историю культуры можно уподобить формированию почвы. Она возникает слой за слоем, невзирая на эрозию, засоление и другие негативные процессы.

Преемственность в культуре есть условие ее развития. Любое явление культуры, не имеющее почвы в культурном прошлом, обречено на забвение. Так, бесперспективны попытки насадить восточную  религиозность в России. По той же причине бахаизм не может иметь серьезного успеха в мире.

Культура относительно самостоятельна, она связана с материальным базисом лишь опосредованно, поэтому в культуре каждой исторической эпохи есть такое содержание, которому не может быть дано экономического объяснения. Так, высочайший взлет культуры характерен для России в 19 веке (Музыка, литература, отчасти живопись).

Преемственность в культуре является многоплановой и многоуровневой. Многоплановость: развитие теологии оказывает косвенное стимулирующее воздействие на прогресс науки. Развитие музыки – на прогресс техники. Многоуровневость: на развитие культуры влияют не только непосредственно предшествующие этапы ее эволюции, но и гораздо более ранние. Так, традиция державности в политическом сознании идет не только от петровской эпохи,  но и от эпохи Ивана Калиты, и даже от Византии.

Существуют две крайности в трактовке преемственности: абсолютизация и игнорирование. Первая связана с пониманием развития культуры в духе филиации идей. Так, современную политическую культуру выводят из формулы Филофея «Москва – третий Рим». Вторая крайность связана с убеждением в абсолютной пластичности культурной реальности. Так, Гайдар и его подельники совершенно убеждены в том, что не составляет труда сделать из русских американцев.

3.Формы преемственности в культуре

Сущестсвует две формы преемственности в культуре: позитивная и негативная.

Негативная заключается в преодолении некоторого факта культуры. Так, вся история науки есть история преодоления ее заблуждений. Но заблуждение – не помеха познанию, а необходимое условие его развития. Точно так же преодоление позволило возникнуть  цивилизации.

Позитивная – в обогащении имеющихся позитивных достижений.

Прогресс – ассимиляция (конструктивное отрицание).

Регресс – примитивизация (деструкция).

Одноплокостное развитие -  модификация (трансформация).

Похожие материалы

Информация о работе