Содержание образования как фундамент базовой культуры личности

Страницы работы

Фрагмент текста работы

8. Содержание образования как фундамент базовой культуры личности

Одним из осн средств развития лич-ти и формир-ния ее базовой культуры выступает сод-ние обр-ния. В традиц пед-ке, ориентир-нной на реализацию преимущественно образов функций школы, С. О. определяется как "совокупность систем-ванных ЗУНов, взглядов и убеждений, а также опр уровень развития познав сил и практ подготовки, достигнутый в результате учебно-воспит. работы" – знаниево-ориентированный (З-О) подход (в центре внимания знания как отражение духовн богатства чел-ва, накопленного в процессе поисков и истор опыта. При З-О подходе знания являются абсолютной ценностью и заслоняют собой самого человека.

В последнее десятилетие в свете идеи гуманизации образования все более утверждается личностно-ориентированный подход. Так, И.Я.Лернер и М.Н.Скаткин под С. Об. понимают пед адаптированную систему ЗУНов, опыта творч деят-ти и опыта эмоц-волевого отношения, усвоение кот призвано обеспечить формирование всесторонне развитой личности, подготовленной к воспроизведению (сохранению) и развитию материальной и духовной культуры общества.

Сод-ние обр-ния имеет истор хар-р, оно опред-ся целями и задачами Об. на том или ином этапе развития общ-ва. оно изменяется под влиянием: 1.требований жизни, 2.производства 3. уровня развития научного знания.

Об как социальное явление возникло из прагматической потребности людей в знаниях для обеспечения их жизнедеят-ти. Однако накопление и углубление знаний, рост образованности общества привели к появлению культурологической функции знания, связанного с представлениями о Вселенной, человеке, искусстве и др. Именно эти две тенденции (прагматическая и культурологическая) определили направления в отборе содержания образования в различных культурах и цивилизациях. На Об оказывали влияние и соцфакторы, связанные с расслоением общ-ва на соц группы.

Одной из ведущих детерминант содержания образования является его цель, в которой находят концентрированное выражение как интересы общества, так и интересы личности.

Цель современного образования – развитие тех свойств личности, которые нужны ей и обществу для включения е социально ценную деятельность. Такая цель образования утверждает отношение к ЗУНам как средствам, обеспечивающим достижение полноценного, гармоничного развития эмоциональной, умственной, ценностной, волевой и физической сторон личности.

Содержание образования зависит от цели образования вытекают 2 теории:

1.теория формального образования (Сущность: развитие умственных способностей (память, прежде всего)).

2.теория материального образования (Сущность: вооружить уч-ся полезными знаниями.  Подготовка к жизни следовательно умственное образ на самотек).

1 и 2 – одностороннее образование. Энгельс считал, чтобы подготовить к жизни необходимо создать: категорию наук об обществе; науки о природе (каждый человек должен понимать природу); гуманитарные науки (нормы морали, культуры); математические (развития логики мышления)

Эта мысль  Энгельса решает проблему миропонимания,  мировоззрения. Ушинский писал, что истина - в одновременном развитии, получении нужных знаний. Марксон: “Образование - сумма умственного, физического, политехнического, трудового”. Это теория всестороннего и гармонического развития личности:

1.  з-ны прир на основе изуч предметов (физика, биология);

2.  з-ны развития общества (исторические науки);

3.  развитие логич мышления (математические науки);

4.  развитие эмоциональной сферы (гуманитарные науки);

5.  эстетическое образование (учить видеть, понимать, создавать прекрасное по законам красоты).

В 70-х г. Данилов и Скаткин в "Дидактика средней школы" изложили свои взгляды на СО:

·  сист З о прир, общ-ве, мышлен, технике (усвоение их дает возможность образ-я у детей науч картины мира);

·  система известных способов деятельности ;

·  опыт творческой деятельности (самостоятельный перенос З и У в новые деятельности, самостоятельное комбинирование известных

Похожие материалы

Информация о работе