Этическое воспитание. Принцип гуманности. Щадящие методы воспитания детей

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Этическое воспитание.

Гуманистический принцип «принять ребенка как данность» означает, что отношения между учителем и учеником должны строиться не по принципу «старший – младший» или «наставник – воспитанник», а по принципу « человек – человек». В этом случае их взаимодействие возможно лишь на этической основе. Роли ученика, учителя, администратора, педагога как бы отходят на второй план, на периферию сознания, и лишь в особых ситуациях на короткое время перемещаются в центр сознания, но лишь для того, чтобы как можно скорее снова уступить место главной ориентации на другого как на человека. Другой человек должен восприниматься как цель и ни в коем случае не как средство.

Если в современной культуре человек провозглашен наивысшей ценностью, то в отношениях педагога к ребенку (а ребенка к педагогу) должна признаваться автономность внутреннего мира человека и практически утверждаться право человека на свободное проявление своего индивидуального «я».

Воспитательный процесс становится этическим только тогда, когда в сознании каждого его участника, будь то ребенок, педагог или постороннее лицо, оказавшееся в школе, сложилось понятие «человек», отражающее обобщенное ценностное отношение вообще человеку как таковому. Если это произойдет, то тогда не обсуждается вопрос, можно ли кричать на ребенка. Нельзя, потому что он человек! Постоянная и повсеместная ориентация на присутствие рядом человека как раз и придает воспитательному процессу этический характер.

Во избежание возможных разночтений значения категории «этическое» уточним, что в данном контексте речь идет о формировании умений детей соблюдать этикет и не об этическом просвещении и даже не о приучении детей к нравственным нормам поведения. Мы говорим о становлении и развитии у детей философского отношения к человеку как наивысшей ценности, мировоззренческого видения Человека как вольноотпущенника природы и созидателя культуры, как продукта мирового развития и одновременно творца окружающего мира. Понятно, что такое концептуальное отношение не складывается за счет преподавания философских и антропологических дисциплин, оно формируется в ходе всей многолетней и многообразной жизни ребенка, основанной на осознании ценности Человека.

Принцип принятия ребенка как данности подразумевает, что и ребенок учится в ходе взаимодействия с педагогом принимать другого человека как данность. Такое уточнение совершенно обязательно, так как в противном случае ребенок начинает относиться к учителю как к обслуживающему персоналу, как к средству обеспечения собственного благополучия. Отсутствие такого рода двухстороннего отношения немедленно разрушает этическую атмосферу воспитательного учреждения.

А ведь сегодня мы часто встречаемся с попытками одностороннего решения новой для нас проблемы. Школьные учителя нередко попустительствуют грубости, распущенности

Похожие материалы

Информация о работе