Почему и зачем человек философствует? Какова природа философского знания? Что относится к глобальным проблемам современности?, страница 19

Понятие «цивилизация» появилось во Франции в 18 веке обозначая (греч. - городской) идеальное устройство человеческого общества. Цивилизация воплощает в себе технические аспекты культуры как всего того, что создано человеком. Главное в цивилизации смена (непрерывная) технологий для удовлетворения непрерывно растущих потребностей человечества. Такое представление о цивилизации основано на успехах НТР на западе и пришло оно на смену формационного подхода.

В философской мысли 19 – 20 вв стала пользоваться успехом “концепция локальных цивилизаций”, созданная Данилевским, Шпенглером и Тойнби.

Согласно информационному подходу все народы делятся на первобытные и цивилизованные, а последние – на определенные культурно-исторические типы (от 8-21). Феномен «вызов – ответ» подразумевает смену спокойного события критической ситуацией, которая побуждает цивилизацию к росту в плоть до надлома и смуты.

Авторы этой концепции преодолели европоцентризм в понимании цивилизации. Эти идеи в последствии развил К. Ясперс.

Цивилизацинный подход синтезирует объективный подход к истории (и формационное деление) и субъективная  деятельность человека. Т.е. цивилизация – это интегральная характеристика, относящаяся и к человеку и к обществу, и к культуре, и к истории.

Информационный подход изучает взаимосвязь истинности бытия как универсального человеческого опыта через призму внутреннего опыта человека.

Таким образом в современном понимании эволюции общества существуют 2 концепции. В формационном подходе акцент делается на поступенчатости истории, ее основных законах, ряд ступеней по кт идет прогресс. В цивилизационном подходе подразумевается многообразие обществ, нелинейность процессов изменения.

Анализ истории показывает, что развитию общества присущи 2 противонаправленных тенденции – движение к единству и движение к многообразию. Сегодня создается совершенно новая планетарная цивилизация.

2. Движение – атрибут материи, - таков один из основных принципов материалистической философии. В чем его смысл? Что такое пространство и время?

Диалектический материализм объясняет феномен самопорождения материй в бесконечном многообразии своих конкретных форм в их материальном единстве, признав, что   неотъемлемым свойством материи, ее атрибутом является движение.

Движение это  изменение вообще, как качественное, так и количественное. Только признав, что движение – атрибут материи можно объяснить многообразие мира в его единстве.

Типы движений: изменения бывают скрытые (не фиксируются простым наблюдением, т.к. не изменяют внешних характеристик предметов, явлений) (например строение атома), - любая вещь включена в каждый момент времени в процессе изменения. Скрытое движение сопровождает качество предмета неизменным для внешнего наблюдателя.

Явные движения – сопровождаются качественным изменением предмета, фиксируемым на уровне наблюдения (возникновению новых объектов – звезд, например состояние – вода, лед).

Формы движений: Энгельс выделил 5 форм механического, физического, химического, биологического и социального.

Наличие у материи атрибута движения, причина самодвижения материи – это взаимодействие. Диалектические материалисты дали понятие субстанции через взаимодействие математических объектов, которые являются основой конкретного бытия объектов, их изменения и развития, конечной причиной вещей. Взаимодействие есть связь уже существующих объектов, а до взаимодействия объектов еще нет. 

Т.о. движение выступает как противоречивое единство прерывности и непрерывности, как соотношение моментов дискретности и связности.

Пространство и время является формами бытия материи, вне которых материя не существует, но и пространство и время не могут существовать самостоятельно, в отрыве от материи. Пространство и время создают качественное и количественное содержание материи.

Понятие пространства необходимо для обозначения дискретности (прерывности) материи. Время характеризует длительность протекания процессов изменения, их скорость, ритм, темп. Пространство и время предельно общие абстракции, выражающие структурную организацию материи и постоянное изменение ее.