Стратегическое планирование на предприятии. Сущность и функции операции. Анализ внешней и внутренней среды, страница 7

- ликвидация – прекращение деятельности предприятия и продажа его активов в случае банкротства.

Общую стратегию называют также портфельной, поскольку она определяет уровень и характер инвестиций, устанавливает размеры  инвестиций в каждую из отраслей, то есть формирует состав и структуру инвестиционного портфеля предприятия.

Деловая (конкурентная) стратегия нацелена на достижение конкурентных преимуществ. Выделяют три основных вида конкурентных стратегий:

- преимущество в издержках – означает снижение издержек на единицу продукции, что дает свободу в ценообразовании и определении уровня доходности;

- дифференциация – создание продуктов и услуг с уникальными свойствами, часто закрепленными торговой маркой (на насыщенных рынках);

- фокусирование – сосредоточение внимание на одном из сегментов рынка, особой группе покупателей, определенной группе товаров, ограниченном географическом секторе рынка.

Функциональные стратегии разрабатываются для отдельных функциональных сфер деятельности предприятия. Включают следующие элементы:

Стратегия НИОКР обобщает основные идеи о новом продукте – от разработки до внедрения на рынок.

Производственная стратегия сосредоточена на решениях о необходимых мощностях, размещении оборудования, основных элементах производственного процесса, регулировании заказов. Направлена на усиление контроля за издержками и повышение эффективности производственных операций.

Маркетинговая стратегия определяет наиболее подходящие рынку продукты и наиболее эффективный состав комплекса маркетинга (исследований рынка, товарной и ценовой политики, каналов распределения и стимулирования сбыта).

Финансовая стратегия отвечает за прогнозирование финансовых показателей стратегического плана, оценку инвестиционных проектов, планирование продаж, распределение и контроль финансовых ресурсов.

Стратегия управления персоналом (кадровая стратегия) решает проблемы мотивации труда, аттестации персонала, обеспечение потребности в кадрах необходимой квалификации.

При формировании стратегий и выборе из нескольких возможных вариантов рабочей стратегии необходимо учитывать целый ряд объективных ограничений.

1. Уровень наличных финансовых ресурсов – даже если выбранная оптимальна, необходимо тщательно подходить к выбору источников финансирования. При ограниченном наличии собственных средств придётся повышать риск, занимая деньги под высокий процент, что ущемляет интересы собственников в получении дивидендов.

2. Размер приемлемого риска. Многие фирмы готовы принимать только умеренный уровень риска, иногда даже минимальный. Это существенно снижает диапазон выбора стратегий.

3. Потенциальные навыки и способности фирмы. Реализация хороших стратегий нередко требует навыков и способностей выше того уровня, которым обладает предприятие. (Например - Превосходный производственный потенциал – слабые маркетинговые навыки). Приобретение новых навыков требует времени, а стратегия предполагает быстрые действия.

4. Отношения в рамках рабочих связей фирмы. Партнеры-поставщики и участники каналов распределения не всегда могут обеспечить условия работы, необходимые для реализации нашей стратегии.

5. Противодействие конкурентов (например, конкуренты могут отреагировать на снижение цен для стимулирования краткосрочного спроса «ценовой войной», что слишком дорого обойдется предприятию.

Когда стратегии сформулированы и произведен отбор оптимальной стратегии с учетом всех ограничений, предприятие определяет политику по превращению разработанной стратегии в открытую и подробную декларацию основных направлений деятельности организации. Затем разрабатываются правила и процедуры действий, необходимых для реализации стратегии.

Конечный стратегический план предприятия включает:

- видение, миссию и общие цели;

- стратегии организации: общую, деловую, функциональные;

- политику действий фирмы.