Социальная информатика: содержание дисциплины. Опросный лист, страница 6


семинар 7. информационные ресурсы. технология создания и сопровождения интернет-ресурса

Цель:

Закрепить навыки в области базовых технологий создания Интернет – ресурса

i. рефераты

  1. Искусственный интеллект как феномен современной культуры.
  2. Понятие и функции социальной информации.
  3. Формализация и классификация знаний.
  4. Коммуникативные процессы в современном информационном обществе.

Рекомендуемая литература

  1. Веревченко, А.П. Информационные ресурсы для принятия решений / А.П. Веревченко, В.В. Горчаков, И.В. Иванов, О.В. Голодова. – М., 2002. – 560 с.
  2. Дубровский, Е.Н. Информационно-обменные процессы - факторы социального развития / Е.Н. Дубровский. – М: Союз, 1996. – 60 с. – [Электронный документ]. – Режим доступа: http://infosphere.narod.ru/
  3. Рунов, А.В. Социальная информатика / А.В. Рунов. – М., 2008. – 431 с.

iii. задание для коллективной творческой работы

Задание: в подгруппах по 3-4 человека подобрать содержание и разработать личные web-страницы, объединить их общей заглавной страницей, отражающей информацию, объединяющую членов подгруппы.


тема 5. информационный потенциал общества

семинар 8. информационный потенциал общества

Цель:

Проанализировать возможные социальные последствия информатизации

I. ОПРОСНЫЙ ЛИСТ №6

№ п/п

Вопрос

1

Определите понятие «информационный потенциал общества». Назовите основной принцип развития информационного потенциала общества.

2

По каким сферам К. Хессиг проводит дифференциацию последствий информатизации общества? Опишите последствия информатизации общества во взаимосвязи противоположных – положительных и отрицательных – сторон (по таблице К. Хессига). Приведите примеры по каждой позиции.

3

Какие на ваш взгляд можно прогнозировать изменения социальной структуры в связи с развитием информатизации общества?

4

В чем, по вашему мнению, состоит специфика трудовой деятельности и стимулирования труда в информационном обществе?

5

Прочтите фрагменты из работы О. Тоффлера «Третья волна» (1982 г.) и выскажите свое мнение, могут ли предсказанные им изменения в социуме иметь место в реальном будущем. Как высчитаете, проникают ли перемены будущего, предсказанные О. Тоффлером, в повседневную жизнь современного поколения? Будут ли эти перемены благотворны для населения? С какими социально-психологическими проблемами может столкнуться человек при реализации этих моделей?

1. «…в один прекрасный день мы получим технику, позволяющую в каждом доме оборудовать недорогое «рабочее место», оснащенное «умной» пишущей машинкой, а может быть, еще и копировальной машиной или компьютерным пультом и телекоммуникационным устройством, то возможности организации работы на дому резко возрастут. Ряд футурологов считает, что развитие систем двусторонней связи позволит к 1990 г. значительно расширить практику надомного труда. Перевод рабочих мест на дом и уменьшение движения транспорта позволили бы также уменьшить загрязнение окружающей среды и снизить расходы на ее восстановление. В направлении создания электронного коттеджа действуют и социальные факторы. Чем больше сокращается рабочий день, тем больше увеличивается относительное время, затрачиваемое на поездку на работу и обратно, и тем более абсурдными, иррациональными, раздражающими становятся эти “челночные движения”. А это не может не способствовать росту числа лиц, не желающих тратить столько времени впустую и выступающих за более разумную организацию производства…»

2. «Сегодня мы постоянно слышим о распаде семьи... Однако, когда толкуют о семье, то обычно имеют в виду не все огромное многообразие ее возможный форм, а тот конкретный тип семьи, который был порожден “второй волной”: муж-кормилец, жена-домохозяйка и дети... И когда сегодня власти призывают нас “восстановить семью”, они имеют в виду именно эту нуклеарную семью “второй волны”... Но если бы мы действительно хотели восстановить нуклеарную семью, нам нужно было бы затормозить ход истории. Ибо мы являемся свидетелями не смерти семьи, как таковой, а разрушения семейной системы “второй волны” и возникновения множества новых форм семьи. Демассификация средств информации и производства сопровождается демассификацией семьи. (...) Технические развитые страны становятся сегодня свидетелями возникновения множества форм семьи. Коммуны (общины), группы престарелых, объединяющихся для совместного ведения хозяйства, племенные группировки среди некоторых этнических меньшинств, контрактные (договорные) и сериальные (периодические) браки, семьи, в которых супруги живут и работают в разных городах, - вот далеко не полный перечень существующих семейных форм... Какие формы семьи исчезнут, а какие получат широкое распространение, будет зависеть не столько от проповедей о “святости семьи”, сколько от того, по какому руслу мы направим развитие техники и организацию труда»

3. «[В настоящее время] граница, отделяющая производителя от потребителя, становится все менее четкой. Растет значение “просьюмера”... Свидетельством тому может служить быстрый рост групп самопомощи во многих промышленно развитых странах... Со временем полная автоматизация позволит клиенту - через посредство компьютера, который будет регулировать соответствующие процессы – самому конструировать нужную ему продукцию. Так что в итоге потребитель станет … частью производственного процесса…»

6

Прочтите фрагменты из работ Дж.Мартин и выскажите свое мнение, прослеживаются ли предсказанные им в 80-х гг. XX в. перемены в нашем обществе. В чем причина столь скорого претворения в жизнь прогнозов футурологов?

«Представьте себе город будущего... Высотные дома расположены не слишком близко друг к другу, так что их жителям открываются далекие виды. Под улицами проведены кабельные сети, обеспечивающие всевозможные виды коммуникации. У жителей этого города нет такой необходимости в транспортных поездках... Банковские операции осуществляются из дома, равно как и приобретение товаров... Всяческие поощряется работа дома, выполняемая через терминалы и видеофоны... Преступность канула в прошлое, уличных ограблений не происходит, потому что люди носят при себе мало наличности... Прежде люди имели при себе карманный калькулятор, теперь - карманный компьютерный терминал. Общественные сети коммуникации повсеместны и дешевы, доступны из каждой телефонной будки. Промышленность управляется главным образом машинами. Основную часть механической работы выполняют автоматические производственные линии и роботы, а административной - системы обработки данных... Во избежание безработицы продлены уик-энды, профсоюзы же требуют дальнейшего сокращения рабочего времени. Бумажная работа расценивается как преступное расточительство времени. Деловые люди носят с собой миниатюрные компьютеры, через которые они из любой точки связываются со своим офисом»

7

В своей работе «Наступление информационного века» У. Дайзард высказал такое мнение:

«Грядущие изменения... затронут систему нашего образования... С новой технологией «продолжающееся образование» будет чем-то большим, нежели курсы переподготовки и другие виды так называемого образования для взрослых... В конце концов перед нами открывает перспективы вступления в век, в котором любой тупица, сидя за компьютерным терминалом в лаборатории, офисе, публичной библиотеке, сможет просматривать невообразимо колоссальные залежи информации, находящейся в различных банках данных. Эдисон говорил, что гений это - 99% потения и 1% вдохновения. Так вот, через четыре десятилетия после его смерти мы стали обладателями машин, которые могут сократить часть работы, требующей потения, гораздо больше, чем в 90 раз. Поскольку в результате намного больше, чем прежде, людей смогут с успехом заниматься исследовательской работой, это наверняка увеличит вероятность выявления людей со способностями Эйнштейна или Эдисона. До сих же пор, по моему мнению, лишь единицы потенциальных гениев человечества имели возможность заниматься исследовательской работой»

Наступил ли этот прогноз и как вы к нему относитесь? Есть ли у вас собственные представления о будущем развитии нашего общества, определяемого процессом информатизации?

8

Прочтите прогнозы Дж.Мартина относительно развития системы общественной обратной связи?  Будет ли такая система способствовать формированию демократического общества? Созданы ли сейчас технические предпосылки для внедрения подобной системы?

«Представьте себе небольшое [совмещенное с системой телевидения] устройство с клавиатурой в каждом доме. Через него по телекоммуникационным сетям передаются несложные сообщения центральному компьютеру.... После трансляции политической речи или во время передачи последних новостей зрителей просят сообщить о своей позиции по тому или иному вопросу. Президент сам может запросить мнение зрителей по тому или иному положению своей речи... Респондентное телевидение может стать эффективнейшим каналом коммуникации, часть демократического процесса – в большей степени, нежели нынешние опросы общественного мнения»

9

Сущность и симптомы информационного кризиса.