Рассмотрение вопросов, связанных с понятием объектов интеллектуальной собственности, оформлением прав на объекты интеллектуальной собственности и их защитой

Страницы работы

Фрагмент текста работы

коротко содержание каждого элемента упрощенной схемы в сфере регулирования отношений, связанных с объектами ИС, представленными на рис. 3.

 


Рис. 3. Упрощенная схема источников правового регулирования     отношений, связанных с защитой интеллектуальной собственности

В Конституции Российской Федерации  закрепляется система органов государственной власти и государственного управления. Здесь же устанавливается иерархическая связь между нормативными актами разных уровней, в силу которой акты нижестоящих органов должны соответствовать актам органов более высокого ранга, а акты последних должны служить основой для актов меньшей юридической силы.

Ключевым звеном источников  правового регулирования отношений, связанных с защитой ИС в Российской Федерации, следует считать Гражданский кодекс, часть 4, который определяет как перечень защищаемых законодательством объектов ИС, так и отношения, связанные с их созданием, использованием и защитой прав [5].

Подзаконные акты условно можно разделить на три группы.

Подзаконные акты общего характера издаются органами общей компетенции или ведомствами, наделенными правом принимать соответствующие акты. В первую очередь, таким органом является Правительство Российской Федерации, которое принимает положения, определяющие порядок регистрации тех или иных объектов ИС, рекомендации о вознаграждениях, рекомендации по типовым авторским договорам и т.д.

Второй уровень подзаконных актов – ведомственные акты. Эти акты распространяются только на лиц, относящихся к данному ведомству (например, специализированные ведомственные издательства, порядок рассмотрения заявок на объекты ИС, порядок рассмотрения споров в сфере ИС и т.д.).

Третий уровень в иерархии подзаконных актов составляют локальные акты, которые можно разделить на акты органов местного самоуправления и акты учреждений и организаций. Акты органов местного самоуправления (например, муниципалитетов)  распространяют свою юридическую силу только на территории соответствующего административного района. Вопросы регулирования отношений в сфере авторского права или патентного эти акты практически не затрагивают.

Как правило, они касаются проблем, связанных с проведением конкурсов, выставок, реализации произведений искусства и т.д.  Акты учреждений и организаций распространяются только на деятельность издавших их организаций. Такими актами могут быть положения об издательской деятельности, организации изобретательства и рационализации, порядок  реализации созданных на предприятии объектов ИС, а также поощрения за создание объектов ИС, и т.д.

Важное место среди источников регулирования отношений занимает правовое законодательство Российской Федерации (гражданское, уголовное, административное, процессуальное). Гражданское законодательство, кроме общих положений, регламентированных в части четвертой Гражданского кодекса, определяет порядок возмещения убытков, возникающих при нарушении законодательства в сфере ИС, порядок заключения договоров и т.д. Уголовное и административное законодательства регламентируют ответственность, которая  возникает при нарушении законов, регламентирующих отношения в сфере ИС. Процессуальное законодательство определяет порядок разрешения споров и исполнения наказания.

К перечисленным источникам правового регулирования, следует добавить и судебную практику, на базе которой постепенно развивается единообразие в подходах к решению аналогичных споров. Результаты обобщения судебной практики излагаются в:

- обзорах;

- комментариях;

- бюллетене Верховного Суда РФ;

- различных юридических сборниках;

- постановлениях Верховного Суда РФ.

Важнейшим источником правового регулирования являются международные договоры и соглашения. В части 1 статьи 7 Гражданского кодекса РФ устанавливается, что «Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются в соответствии с Конституцией Российской Федерации составной частью правовой системы Российской Федерации». А эта же статья 7, часть 2 устанавливает приоритет международного договора перед нормами отечественного законодательства: «если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены гражданским законодательством, применяются правила международного договора». Ниже рассматриваются основные международные организации, играющие существенную

Похожие материалы

Информация о работе