Космические двигательные установки

Страницы работы

Содержание работы

17.Глава 17 Космические двигательные установки

Robert L. Sackheim, TRW, Inc.

Robert S. Wolf, United States Air Force Academy

Sidney Zafran, TRW, Inc.

Перевод: Кайдаш С.В. (311 отд.)

17.1 Выбор двигательной системы и определение размеров.

17.2 Основы ракетного двигателя.

17.3. Типы ракетных двигателей:

Жидкостные ракетные двигатели, твердотопливные ракетные двигатели, гибридные ракетные двигатели, электрические ракетные двигатели.

17.4 Выбор компонентов и определение размеров.

17.5 Разбиение на ступени.

Космические двигательные системы выполняют три функции: поднимают ракету-носитель и ее полезную нагрузку со стартовой площадки на околоземную орбиту; переводят полезную нагрузку с низкой околоземной орбиты на более высокие орбиты или на траектории пересечения с орбитами планет; обеспечивают тягу для управления ориентацией и коррекции орбиты. Таблица 17.1 показывает перечень характерных функций этих систем, совершаемых во время различных фаз полета, и некоторых типичных технических требований.

Технические требования для двигательных систем включают тягу, суммарный импульс и описания рабочего цикла, выведенные из потребностей задачи. Отдельные проекты должны соответствовать другим техническим требованиям, таким как рабочее давление, внутренние и внешние утечки. Другие технические требования содержат физические характеристики, горючее, давление и массовые характеристики. Структура требований включает внешние размеры, местоположение двигателей и ориентацию. Также часто ведущим фактором для полезной нагрузки, чувствительной к загрязнению, является газовая струя факела.

После того как полезная нагрузка выведена на низкую околоземную орбиту ракетой-носителем, верхняя ступень часто используется для перевода полезной нагрузки на ее рабочую орбиту. Проектирование верхней ступени, особенно веса и размера, крайне зависит от рабочих характеристик и весовой эффективности ее основной двигательной системы. Ключевые параметры - удельный импульс, плотность топлива и полная масса частей основной двигательной системы. Таблица 18-5 в разделе 18.1 суммирует ключевые особенности и технические характеристики существующих и планируемых (в ближайшее время) верхних ступеней для использования с различными ракетоносителями.

Таблица 17.1.

Типичные функции и требования для космических двигателей Изменение в скорости, требуемое для орбитальных маневров, называется DV. См. таблицу 7.4 в разделе 7.3. с характерными требованиями DV.

Двигательные функции

Типичные требования

Перевод орбиты в геостационарную (выведение на орбиту)

- Импульс тяги для перигея

2400 м/с

- Импульс тяги для апогея

от 1500 (низкое наклонение) до 1800 м/с (высокое наклонение)

Начальная закрутка

от 1 до 60 оборотов в минуту

Перевод с низкой околоземной орбиты на более высокую, DV

60-1500 м/с

- Компенсация торможения атмосферой, DV

60-500 м/с

- Управляемый спуск в атмосфере, DV

120-150 м/с

Тяга для ухода с низкой околоземной орбиты стояния

3600-4000 м/с на планетарную траекторию

Работа на орбите (поддержание орбиты)

- Стабилизация

от 60 до 0 оборотов в минуту

- Контроль вращения

от ± 1 до ± 5 оборотов в минуту

- Коррекция орбиты, DV

15 - 75 м/с в год

- Удержание восток-запад, DV

3 – 6 м/с в год

- Удержание север-юг, DV

45 – 55 м/с в год

- Живучесть или маневры уклонения (значительно отличаются), DV

150 – 4600 м/с

Управление ориентацией

3 – 10 % общей массы топлива

- Захват Солнца, Земли, звезды

Низкий суммарный импульс, обычно <5000 Н-с, от 1000 до 10000 импульсов, длительность импульса от 0.01 до 5.0 с

- Орбитальное управление штатным режимом с 3-хосной стабилизацией, предельный цикл

100000 – 200000 импульсов, минимальная часть импульса 0.01 Н-с, длительность импульса от 0.01 до 0.25 с

- Управление прецессией (только для аппаратов, стабилизирующихся вращением)

Низкий суммарный импульс, обычно <7000 Н-с, от 1000 до 10000 импульсов, длительность импульса от 0.02 до 0.20 с

- Управление моментом (разгрузка маховика)

5 – 10 импульсов подряд каждые несколько дней, длительность импульса от 0.02 до 0.10 с

- 3-хосное управление во время DV

вкл/выкл пульсацию, 10000 - 100000 импульсов, длительность импульса от 0.05 до 0.20 с

17.1 Выбор двигательной системы и определение размеров

Похожие материалы

Информация о работе

Тип:
Дополнительные материалы
Размер файла:
1 Mb
Скачали:
0