Рабочая программа курса "Логика", методические рекомендации к выполнению письменной работы для студентов заочной формы обучения, страница 6

ВАРИАНТ 3

1.Рассмотрите основные логические приемы формирования понятий (анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение). Приведите примеры на конкретных понятиях.

2.Изобразите графически (через круги Эйлера) соотношение понятий: морковь, яблоко, картофель, овощи, растение, груша, фрукты.

3.Определите, правильно ли проведена логическая операция деления понятий (если нет, то найдите ошибку): «Леса бывают хвойными, лиственными, смешанными, тропическими, карликовыми».

4.Преобразуйте суждение (латинский афоризм) по правилам «превращения»: «Нет ничего сказанного, что не было бы сказано раньше».

5.Преобразуйте суждение  (латинский афоризм) по правилам «обращения»: «Доступное невысоко ценится» (Петроний).

6.Преобразуйте суждение (латинский афоризм) по правилам «противопоставления предикату»: «Чем выше ты, тем легче оступиться».

7.Какая фигура простого категорического силлогизма здесь представлена:

M – P

SM

S – P

Опишите правила терминов и посылок простого силлогизма и правила данной фигуры силлогизма. Приведите три примера, соответствующих правильным модусам данной фигуры силлогизма AAA, AAI, AI I.

8.Проверьте логическую правильность умозаключения. Если нарушены правила силлогизма, то определите, какие именно: «Законы придумывают люди. Всемирное тяготение – это закон. Þ Всемирное тяготение придумали люди».

9.Рассмотрите правила построения прогрессивного и регрессивного полисиллогизмов и выразите их в виде формул, на языке логики высказываний.

10.Рассмотрите правила посылок простого категорического силлогизма и их возможные ошибки.

11.Рассмотрите структуру и способы доказательства. Примеры!

12.Опишите основные виды модальности суждений. Примеры!

13.Запишите на языке логики высказываний схемы следующих тождественно-истинных формул: закон тождества; закон непротиворечия; закон исключенного третьего; закон достаточного основания (закон утверждения консеквента).

14.Раскройте логические ошибки, на которых основан известный парадокс «Эватл».

15.Задача «Образованные сестры» (автор Норман Виллис): Четыре сестры, дочери канадского дипломата, играют на музыкальных инструментах и хорошо владеют четырьмя европейскими языками. Причем каждая играет на каком-то одном инструменте (кларнет, флейта, пианино, скрипка) и говорит на одном из иностранных языков. На основании приведенных ниже утверждений определите, на каком из инструментов играет и каким языком владеет (один из языков – итальянский) каждая из сестер.