Рабочая программа курса "Логика", методические рекомендации к выполнению письменной работы для студентов заочной формы обучения, страница 18

14.Охарактеризуйте и приведите примеры художественных тропов (метафора, метонимия, гипербола, ирония, идиома и др.), как причин недоразумений в общении.

15.Задача: Три подруги вышли на прогулку в белом, зеленом и синем платьях. Известно, что только у Ани цвета туфель и платья совпадают. Ни туфли, ни платье Вали не были белыми. Наташа была в зеленых туфлях. Определите цвет платья и туфель каждой их подруг.

ВАРИАНТ 10

1.Понятия «родители», «начальник» и т.п. являются: пустыми (нулевыми), соотносительными, абстрактными (выбрать правильный вариант ответа).

2.Изобразите графически (через круги Эйлера) соотношение понятий: женщина, Анна, Елена, домохозяйка, учитель, мать.

3.Определите, правильно ли проведена логическая операция деления понятий (если нет, то найдите ошибку): «Геометрические фигуры делятся на плоские, объемные, трапеции, кубы, квадраты и треугольники».

4.Преобразуйте суждение (латинский афоризм) по правилам «превращения»: «Никто из смертных не бывает всякий час благоразумен» (Плиний).

5.Преобразуйте суждение по правилам «обращения»: «Революция – варварская форма прогресса» (Ж. Жорес).

6.Преобразуйте суждение (латинский афоризм) по правилам «противопоставления предикату»: «Не бывает великих дел, не сопряженных с опасностью».

7.Какая фигура простого категорического силлогизма здесь представлена:

P – M

MS

S – P

Опишите правила терминов и посылок простого силлогизма и правила данной фигуры силлогизма. Приведите три примера, соответствующих правильным модусам данной фигуры силлогизма EAO, EIO, AEO.

8.Проверьте логическую правильность умозаключения. Если нарушены правила силлогизма, то определите, какие именно: «Все морские черепахи обитают в водной среде. Все рыбы обитают в водной среде. Þ Все рыбы – морские черепахи».

9.Рассмотрите правила умозаключений, построенных посредством преобразования структуры посылки: «превращение» (обверсия); «обращение» (конверсия); «противопоставление предикату» (контрапозиция).

10.Рассмотрите отношения между сравнимыми понятиями. Типы совместимости и несовместимости. Примеры!

11.Определите, какое дедуктивное умозаключение можно выразить формулой: