Рабочая программа курса "Логика", методические рекомендации к выполнению письменной работы для студентов заочной формы обучения, страница 12

4.Преобразуйте суждение (латинский афоризм) по правилам «превращения»: «Фортуна никогда не благоволит нам открыто» (Квинт Курций).

5.Преобразуйте суждение по правилам «обращения»: «Мудрость – дочь опыта» (Леонардо да Винчи).

6.Преобразуйте суждение (латинский афоризм) по правилам «противопоставления предикату»: «Для желающих нет ничего трудного».

7.Какая фигура простого категорического силлогизма здесь представлена:

M – P

MS

S – P

Опишите правила терминов и посылок простого силлогизма и правила данной фигуры силлогизма. Приведите три примера, соответствующих правильным модусам данной фигуры силлогизма AAI, IAI, AI I.

8.Проверьте логическую правильность умозаключения. Если нарушены правила силлогизма, то определите, какие именно: «Лук – древнее орудие для стрельбы. Одна из овощных культур – это лук. Þ Одна из овощных культур является орудием для стрельбы».

9.Рассмотрите правильные формы (модусы) условно-категорического умозаключения умозаключений и запишите их в виде формул, на языке логики высказываний.

10.Определите логические основания ошибочного умозаключения в софизме «Бессмертие Сократа»: «Если умер Сократ, то он умер или когда жил, или когда умер. Если когда жил, то он не умер, так как один и тот же человек одновременно и жил бы, и был бы мертв; но и не тогда, когда умер, ибо он был бы дважды мертвым. Стало быть, Сократ не умер».

11.Рассмотрите логическую операцию деления понятий. Правила и ошибки деления понятий. Примеры!

12.Рассмотрите структуру, модальные операторы, законы и определения логики норм (деонтической модальности).

13.Запишите на языке логики высказываний схемы следующих тождественно-истинных формул: законы удаления конъюнкции; законы введения дизъюнкции; законы поглощения; законы идемпотенции.

14.Объясните, в чем состоит парадоксальность высказываний: «Я знаю, что ничего не знаю»; «Никогда не говори «никогда».

15.Задача «Танцующие пары» (автор Норман Виллис): В танцевальном клубе часто проводят свободные вечера четыре супружеские пары, и все они любят разные танцы: одна пара – вальс, другая – свинг, третья – румбу, четвертая – ча-ча-ча. Из сделанных ниже утверждений определите, имена и фамилии супругов и любимый танец каждой пары (фамилии пар - Конвей, Коул, Карлсон, Кемпбелл).