Досуг в 20-е годы XX. Клубные формы

Страницы работы

Содержание работы

© Н.Ф. Максютин

Максютин Н.Ф. Очерки истории досуга / Н.Ф. Максютин. —2-е стер. изд. — Казань: Медицина, 2003. — 128 с.

8. Досуг в 20-е годы XX в. Клубные формы.

Основной средой досуга в городе стали клубы. Набирает силу кинематограф как форма досуга. К 1913 г. в России было 1412 кинотеатров, из них 134 — в Петербурге и 67 — в Москве. На 1916 г., по не вполне достоверным данным, в России действовало почти 4 тысячи кинотеатров. С подачи Ленина большевики взяли эту забаву под свой контроль, содействуя развитию кинематографа и внедряя в него свои агитки. Возникают передвижные пункты кинематографа; до уездов доходит радио. Но... пока клуб остается основным очагом досуга: рабочий, красноармейский, крестьянский, профессиональный.

Именно в 20-е годы в клубах возникали экзотические формы массовой работы, не имеющие аналогов ни в прошлом, ни в будущем. Основой их стали клубные кружки —

117

универсальные художественно-творческие объединения, сочетающие в себе оркестровую, хоровую, театральную и пластическую самодеятельность той поры. Впрочем, составной их частью были и цирковые, спортивно-акробатические жанры. Установка сверху, от Н.Крупской в частности, была такой: основной смысл существования клубных кружков — их выход на массовую работу агитационно-пропагандистского характера. Существование для себя и ради себя этих кружков было бы не понято. Есть смысл сопоставить эту установку с нашим временем, когда существование художественных клубных объединений, независимо от цели их деятельности, считается правомерным и самодостаточным, ибо сегодня главное видится в развитии личности, а не в использовании ее художественных интересов и способностей ради агитки.

Основные направления деятельности" 1) живые газеты и т.д.; 2) агитсуды; 3) собственные инсценировки; 4) участие в общегородских массовых действах.

Что такое живая газета? Это выборочное действенное иллюстрирование актуальной, с позиций организаторов, газетной информации и событий местной жизни. Организационно она строилась на манер газеты: редакционная коллегия, отделы редакции плюс сценические реализаторы: исполнители и режиссеры, техническое обеспечение. Например, сообщение о том, что на польско-российской границе дан отпор очередной провокации белополяков. На сцене барьер — граница, по одну сторону которой гротескные (оскаленные, когтистые) фигуры, пытающиеся пересечь барьер, но могучий доблестный красноармеец крепко ударяет их прикладом и они с воем катятся за кулисы. Чтение информации сопровождается действием. Или местный факт: комсомолец разоблачил контрреволюционное гнездо. Комсомолец в косоворотке, придя в гости к родителям своей подруги, слышит за столом антисоветские речи, он связывает сотрапезников, вызывает чекистов и сдает им своих несостоявшихся родственников. И, надо полагать, поселяется на освободившейся жилплощади, о чем в живой газете не сказано. Как и в газете, здесь были рубрики: международная и внутренняя политика, быт, религия, культура и т.п. Каждая редакция

118

готовила свой эпизод. Живые газеты были популярны в 1920—1923 гг. На смену им пришли Синие блузы в городе и Красные рубахи на селе. Синяя блуза была знаком пролетарской одежды. Это был униформированный, универсальный в жанровом отношении художественный коллектив, дающий многоэпизодное публицистическое театрализованное представление (тематическое или обзорное). Организацию, принципы отбора и инсценирования материала синеблузники заимствовали у живой газеты, но их сценическое выступление характеризуется большей целостностью: общая униформа, одни и те же исполнители, меньшая привязанность к прессе. Они родственны театру эстрадных миниатюр. Вольная самодеятельность синеблузников иногда раздражала власти, как когда-то риторические камеры. Да и новизна исчерпала себя. К 1928—1929 гг. это движение перерастает в театры рабочей молодежи — ТРАМы.

Наиболее крепкие драматические кружки и синеблузные коллективы пошли по пути сочинения собственных пьес (нравоучительного или агитационного характера) и их постановки.

Заметный след оставили ТРАМы, во главе которых стояли профессиональные театралы, хотя их принципом было: рабочая самодеятельность, "нет" профессионалам.

Наконец, наследником театрализованных агитпропколлективов на рубеже 20—30-х годов стала агитбригада, в 70-е годы переродившаяся в разъездную концертную группу, по инерции именуемую агиткультбригадой.

Похожие материалы

Информация о работе