Влияние полисистемности культуры на развитие сознания личности

Страницы работы

Фрагмент текста работы

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ

доктор педагогических наук,

профессор Жаркова Л.С.

Влияние полисистемности культуры на развитие сознания личности

В современный период проблема формирования сознания личности является  наиболее актуальной. Это объясняется отсутствием целостного подхода к изучению полисистемности культуры, динамике сознания личности, ее интегральности, единства во многообразии. При полисистемном подходе к изучению личности сознание представляет собою комплекс сложных процессов обеспечивающих личности количественные и качественные изменения в организме, психике, интеллектуальной и духовной сфере человека, обусловленные влиянием внешних (природная и социальная сфера, коллективная деятельность) и внутренних (сознание реализуемая в активной деятельности), управляемых и неуправляемых факторов.

Объективный порядок в субъективном мире не какое-то изначально данное свойство, а лишь следствие строгих законов деятельности коры головного мозга личности. Разносторонняя система психической жизни обычно проявляется и формируется в конкретной ситуации. Эта система организуется уже сложившимися устоями психики личности.

Сознание личности это результат психической жизни личности, который определяется своеобразным сочетанием новых внешних воздействий с прежними впечатлениями и устоями, новых требований с уже сложившимися потребностями к культуре. Включаясь в новую ситуацию, личность даже если не обладает еще целостностью и структурной зависимостью в психике, что до периода зрелости  происходит развитие только отдельных ее сторон. Интеграция возникает в юности. На каждом этапе жизни личности ребенка в его психике имеется своеобразная целостность и структура, где культура имеет всепроникающий характер. Все это соответствует ведущей деятельности, типу жизненных отношений личности. Однако интеграция бывает различных уровней. Более высокий уровень интеграции, чем на ранних этапах жизни ребенка, появляется в период юношеской зрелости. В дальнейшем совершается переход на более высокий уровень.

Длительное изучение отдельных людей по развернутой программе показывает наличие у них великого множества психических состояний и качеств, но сознание личности меняется очень медленно.

Самым трудным делом оказывается умение обнаружить уровень сознания личности. Это трудно, потому что характер сознания является не просто суммой черт, а их качественным сочетанием. Нельзя охарактеризовать личность, отметив у нее многие черты, если у нее отсутствует философское сознание. Как показывают исследования разные по психическому складу личности, обладают одинаковыми чертами, в том числе моральными. Все зависит от того, в каком соотношении или соподчинении находятся эти качества, в какую структуру духовной жизни они входят. Поскольку психика личности имеет сложное внутреннее строение, то культурологическое сознание рассматриваем как форму идеального, образный мир, в котором личность творчески  осуществляет свое бытие. Сознание личности включает в себя «коллективные представления»  людей, зафиксированные с помощью языка, связано с категорией образа, в качестве идеальной модели определяющего способность личности к деянию, что и составляет личностно-творческое начало человека. В культуре реальность каждый раз заново порождается сознанием, деятельностью, творчеством. Особенностью культуры является то, что ее результат выступает в качестве произведения, как творческая целостность сознания деятельности, творчества. Своеобразным произведением культуры является личность – основа культуры, которая

Похожие материалы

Информация о работе