Культурология как научная и учебная дисциплина (Аналитический материал), страница 45

— архивы, следы и свидетельства: осмысление возможностей конструирования исторических данных и модальностей социальных последствий событий прошлого на основании свидетельств о них;

— индустриальные и технологические стратегии:  разработки в области индустриальной экономики; интернационализация технологий;

научная политика; международные индустриальные объединения и их уровни.

АССОЦИАЦИИ ПРИ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ

При вузах, особенно при университетах, могут быть созданы профессиональные ассоциации, выполняющие следующие функции, способствующие развитию социологии и антропологии как учебных дисциплин:

— создание условий для взаимодействия преподавателей и исследователей различных профилей, направлений, научных школ;

— помощь организациям, находящимся в стадиях транформации;

— обеспечение условий для дополнительного профессионального образования;

— помощь студентам в обеспечении их исследовательской и прикладной работы и т.п.

Таким образом,  факультеты,  включающие в себя культурную и социальную антропологию'; обеспечивают студентам возможности:

— получения общей подготовки в области социально-научного познания;

— получения профессиональной подготовки исследователя в области культурной и социальной антропологии;  получения профессии преподавателя социальной и культурной антропологии в высших и средних учебных заведениях;

— получения профессиональной подготовки более широкого или более узкого профиля в области прикладной антропологии;

— принятия участия в исследованиях и разработках по профилю получаемой профессии;

— публикации своих работ.

УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ

Общие характеристики отечественной культурологии как учебной дисциплины. В настоящее время культурология как учебная дисциплина может быть охарактеризована рядом черт, определяющих ее современное состояние.

Во-первых, в сфере отечественного культурологического образования, как уже указывалось, не существует четкого разграничения между гуманитарным и социально-научным знанием, уровень развития социальных наук, за исключением экономической, значительно ниже мировых стандартов,  Эти обстоятельства обусловили практически полное отождествление культурологии с такими направлениями гуманитарного  знания,  как  философия  культуры,  история  культуры, искусства, религий.

Во-вторых,  в  культурологических учебных курсах практически отсутствуют генерализационные начала. Доминирует описание направлений, религиозных течений, событий без привязки их к более широкому культурному контексту. Предлагаемые обобщения не имеют рациональной базы. Так, широко применяемое понятие цивилизации не имеет четких принципов выделения и структурирования. Используемые типологии культур не имеют единого основания.

В-третьих, преподавание ведется на эклектичном языке, бессистемно сочетающем категории классической философии, искусствоведческие термины, религиозные символы, обыденную лексику. В учебных курсах отечественной культурологии отсутствуют категории и термины культурной антропологии, составляющие общепринятый на мировом уровне лексикон наук о культуре.

В-четвертых, слабая дифференциация и структурированность культурологии как учебной дисциплины ведет к преподаванию синкретичных,  бессистемных,  не имеющих отчетливой целеориентированности сведений. При этом отсутствуют модели специалистов, связанные с культурологией. Соответственно, студенты не получают профессиональной подготовки.

В-пятых, гуманитарная ориентация культурологии имеет следствием пренебрежение в рамках культурологических образовательных курсов  структурированным методологическим знанием.  В этой сфере методологию принято отождествлять с предметными теориями. Соответственно,  студенты не имеют представления о том, что такое методология; им не преподают методов изучения культуры, в результате они не получают навыков отбора, организации, интерпретации исследовательского материала, построения программ исследования. Такое пренебрежение методологическим знанием и умением использовать научные методы обусловливает принципиальную невозможность освоения студентами прикладных и технологических навыков.