Культурно-досуговая деятельность как предмет исторического исследования

Страницы работы

Фрагмент текста работы

использованием методов, средств результатов других наук, расширения в связи с этим проблематики научных исследований и обновления понятийного аппарата. Особое значение придается культурному аспекту человеческой жизнедеятельности. По мнению ученых, культурная среда в большей степени, чем какая-либо другая, отражает динамику жизни человеческого сообщества в ее целостности, дает представление об осмыслении людьми конкретной исторической эпохи, своей роли в социуме, причастности к важнейшим историческим событиям. Восприятие жизнедеятельности людей как историко-культурного процесса ставит в центр внимания человека с его мыслями, чувствами, стремлениями, идеалами, верой, деятельностью - творца своей собственной и общественной жизни, истинного "двигателя" истории, ибо не подвергается сомнению тот факт, что именно жизнь конкретных людей в их связях и взаимодействии на протяжении социального времени и в социальном пространстве составляет единственное содержание исторического процесса. Культурно-исторический подход к анализу общественного развития позволяет изменить взгляд на периодизацию мировой истории, считать точкой отсчета в движении к будущему не войны и революции, превращающие историю в некоторую абстрактную схему, а качественно новое по сравнению с прошлым состояние общества, где проблема "человек - социум" получает принципиально новое решение.

В свете сказанного становится понятным обозначившийся в последние годы интерес ученых к историческому анализу одной из граней культурного процесса - культурно-досуговой деятельности населения России. История культурно-досуговой деятельности как самостоятельное научное направление только начинает складываться. На сегодняшний день имеется    несколько работ, посвященных данной проблематике[1]. Ранее досуг изучался лишь в контексте бытовой или общественной жизни, а в советский период главным образом под углом зрения решения идеологических задач коммунистической партии в сфере свободного времени, в рамках истории культурно-просветительной работы.

Данное учебное пособие представляет собой попытку дать систематизированное изложение истории культурно-досуговой деятельности российского населения, ее ведущих тенденций, содержания и способов ее социальной организации с учетом новых требований, предъявляемых к Формированию исторического знания. Хронологические рамки ограничены периодом 1945 (май) - 1985 гг., и это не случайно. Вопрос о выделении циклов в развитии культурно-досуговой деятельности остается в исторической науке открытым. Вместе с тем, избирая указанный! отрезок времени, автор исходил из гипотезы о том, что в течение 1945-1985 гг. культурно-досуговая деятельность приобрела по сравнению с предшествовавшими годами новые качественные характеристики

Похожие материалы

Информация о работе