Теоретические основы формирования сенсорных эталонов у детей старшего дошкольного возраста

Страницы работы

Фрагмент текста работы

развиваются в различных видах детской деятельности – на занятиях, в свободной деятельности, в процессе выполнения домашней самостоятельной работы и т.д.

Так, например, эталоны формы, цвета, величины могут  формироваться в процессе рассматривания, узнавания предметов на занятиях, в процессе самостоятельной деятельности, также в процессе игры.

Для более активного формирования сенсорных эталонов можно использовать следующие  приёмы – накладывание, прикладывание, моделирование, сопоставление фигур, величин, цветов и т.д.

Формирование сенсорных эталонов происходит при помощи различных средств. В практике работы используются дидактические игры, с помощью которых формируются все сенсорные эталоны, развивается память, восприятие, мышление, речь, воображение. При этом игры должны применяться только по необходимости, для закрепления представлений.

Рассматривая особенности содержания заданий по формированию сенсорных эталонов у детей старшего дошкольного возраста, необходимо отметить включение в занятия разнообразных игр и упражнений. Использование различных упражнений и игр должно способствовать формированию сенсорных эталонов, а также обогащению и развитию психических процессов внимания, мышления, памяти, речи. Особенно актуально данное направление  деятельности с детьми, имеющими нарушения зрения.

В свободной  деятельности нужно предлагать детям игровые ситуации, в которых они могли бы не только рассматривать, сравнивать,  анализировать цвет, форму, величину предметов, но и внимательно слушать указания и комментарии воспитателя, запоминать информацию.

Методы работы по формированию сенсорных эталонов будут традиционными: словесные, наглядные и практические. Например, словесно объяснить выполнение упражнения или дидактической игры, проговорить с детьми алгоритм выполнения, уточнить задание, прокомментировать правильность или ошибки выполнения, обратить внимание на качество выполнения игры или  упражнения и др.

При этом необходимо учитывать уровень индивидуальных возможностей детей с нарушением зрения, темп восприятия новой информации.

Наглядные методы применяются в виде показа правильного выполнения педагогом, индивидуальных упражнений при использовании дидактических материалов, иллюстраций с репродукциями, демонстрации приёмов дидактической игры. Здесь также используются дидактические игры. Картины и игры должны соответствовать  требованиям, предъявляемым к средствам обучения детей с нарушением зрения.

Практические методы применяются в виде разнообразных упражнений, использовании дидактических игр.

Использование практических методов наиболее трудоёмко и требует большого терпения, умения поддерживать интерес к однообразной деятельности у детей с нарушением зрения.

Основными формами организации работы по  формированию сенсорных эталонов являются занятия, самостоятельная деятельность детей. Так, на занятиях игровые упражнения и дидактические игры являются важными этапами занятия. При этом упражнения используются должны быть разнообразными, и направлены на формирование всех сенсорных эталонов

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Педагогика
Тип:
Конспекты лекций
Размер файла:
395 Kb
Скачали:
0