Теоретические основы музыкально-эстетического воспитания детей дошкольного возраста

Страницы работы

Содержание работы

 Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава 1.Теоретические основы музыкально-эстетического воспитания детей дошкольного возраста в процессе организации и проведения праздников в ДОУ…………………………………………………………………………7

1.1.Психолого-педагогическая сущность музыкально-эстетического воспитания детей дошкольного возраста……………………………………....7

1.2.Возможности праздника как средства музыкально-эстетического воспитания детей дошкольного возраста……………………………………....15

1.3. Изучение педагогического опыта музыкально-эстетического воспитания в процессе организации и проведения праздников с детьми дошкольного возраста…………………………………………………………..22

Выводы по первой главе………………………………………………………...29

Глава 2. Виды праздников как средство музыкально-эстетического воспитания детей дошкольного возраста……………………………………………….32

2.1. Календарные праздники как средство музыкально-эстетического воспитания детей дошкольного возраста…………………………………………….32

2.2. Народные праздники как средство музыкально-эстетического воспитания детей дошкольного возраста……………………………………………………39

2.3. Фольклорные праздники как средство музыкально-эстетического воспитания детей дошкольного возраста……………………………………………..46

Выводы по второй главе………………………………………………………...53

Заключение………………………………………………………………………55

Список литературы……………………………………………………………...59

Приложения……………………………………………………………………...62

Введение

Эстетическое воспитание и развитие – одно из важнейших направлений в воспитательно-образовательном процессе  ДОУ. Философы считают, что человека отличает от всех других представителей животного мира его способность воспринимать красоту окружающего мира, жить в гармонии с природой, утверждать прекрасное в повседневной деятельности. Но для того, чтобы полноценно наслаждаться всем эстетическим богатством мира, человек должен быть эстетически образованным, он должен развивать в себе способность к восприятию, сопереживанию, пониманию прекрасного.

Психологи утверждают, что соприкосновение ребёнка с красотой обостряет все чувства, делает его более чутким к окружающей жизни, создаёт радостный настрой и хорошее настроение.

Чтобы сформировать у ребёнка стремление к прекрасному, необходимо эстетическое воспитание и образование, в процессе которого он приобретает способность воспринимать, чувствовать, переживать.

Проблему музыкально-эстетического воспитания активно разрабатывали в 70-80-е годы XX века А.И. Буров, Н.И. Киященко, В.К. Скатерщиков, В.А. Разумный, М.Ф. Овсянников и др. В различных работах были представлены результаты исследования наиболее общих закономерностей эстетического воспитания (А.А. Балян); эстетическое воспитание рассматривалось сквозь призму педагогически обоснованной организации жизни ребёнка – в учебном процессе, труде, искусстве, в условиях коллективной и индивидуальной деятельности (Б.Т, Лихачёв); утверждалась необходимость установления правильных взаимосвязей между объективными и субъективными условиями формирования эстетических способностей – восприятия, оценки и художественного творчества (С.А, Аничкин).

В настоящее время разработка теории и практики эстетического воспитания ведётся по трём направлениям: художественное творчество детей в процессе их обучения; самостоятельная художественная деятельность детей; комплексный подход к эстетическому воспитанию, установление разносторонних связей между его различными сторонами. Эти направления разрабатываются на материале всех видов художественной деятельности, в том числе и музыкальной.

Среди множества форм музыкально-эстетического воспитания подрастающего поколения праздник занимает особое место. Одна из основных его целей – формирование разнообразных эмоций и чувств, являющихся важнейшим условием развития личности. Праздник объединяет в себе различные виды искусства: музыку, художественное слово, танец, драматизацию, изобразительное искусство; поэтому он, прежде всего, развивает у детей эстетические чувства, эстетическое отношение к окружающей действительности. В процессе подготовки к празднику дети учатся не только понимать и создавать прекрасное, но и  активно развиваются их психические процессы – образное мышление, фантазия, совершенствуются музыкальные способности. Сочетание разных видов искусства на праздниках обладает огромными возможностями для полноценного эстетического совершенствования ребёнка, для его гармонического, духовного и физического развития.

Праздник имеет огромное значение как средство музыкально-эстетического воспитания. Получение сведений о разных видах музыкального и художественного искусства различных эпох столь же необходимо, как изучение всемирной истории и этапов развития мировой художественной культуры. Разучивание народных песен, танцев, стихов, драматизация народных сказок в процессе подготовки к праздникам формирует в детях уважение и любовь к культуре родного народа, знакомит с характером и особенностями народных обычаев и традиций.

Похожие материалы

Информация о работе