Решение задач по теме: "Элементы теории графов"

Страницы работы

Содержание работы

6. ЭЛЕМЕНТЫ ТЕОРИИ ГРАФОВ

Задача 48. Граф  задан матрицей инциденций:

.

Требуется:

1) построить граф ;

2) найти степень каждой из его вершин;

3) записать матрицу смежности графа;

4) записать список ребер графа.

Решение.

Граф  является неориентированным графом, т.к.  не содержит отрицательных элементов. Число вершин графа равно 4 (по числу строк ), число ребер  равно 6 (по числу столбцов).

1) Присвоим вершинам графа номера, сохранив порядок, заданный строками матрицы .  Отметим в произвольном порядке 4 точки, присвоив каждой точке номер.

Просматривая каждый столбец  матрицы , соединяем ребрами вершины инцидентные данному ребру.

Если ребро дважды инцидентно вершине (в матрице  такое ребро помечено "2" в соответствующей строке), то это ребро является петлей.

Выполняя последовательно просмотр всех шести ребер, получаем граф, изображенный на рисунке.

2) Степень вершины графа  – это число ребер, инцидентных данной вершине. Сложив все числа в строке матрицы , получим степень соответствующей вершины. Поскольку петли инцидентны вершине дважды, вклад их в степень вершины равен двум.

.

3) Запишем матрицу смежности графа. В матрице смежности строки и столбцы соответствуют вершинам графа. Число, стоящее в ячейке  есть число ребер, соединяющих вершину  с вершиной ;

.

4) Список ребер графа – это двустрочная матрица , в каждом столбце которой записаны номера вершин, инцидентных данному ребру:

.

 Задача 49.

Неориентированный граф  задан списком ребер .

Требуется:

1) построить граф;

2) записать множество двоичных векторов пространства графа и выделить базис этого пространства;

3) построить все части графа, указав соответствующий вектор пространства графа.

Решение.

1) Числа в списке ребер – это номера вершин графа . Следовательно данный граф имеет пять вершин. Построим этот граф.

2) Граф  имеет 4 ребра, следовательно пространство графа  – это множество всех четырехмерных двоичных векторов. Число таких векторов –  24=16.

Запишем эти векторы:

, , , , , ,

, , , , , ,

, , , .

 Базис данного пространства векторов составляют векторы , , , .

Любой другой вектор может быть записан как линейная комбинация базисных векторов. Например,

,

 и т.д.


3) Построим части графа, соответствующие векторам пространства графа.


 

Задача 50. Ориентированный граф  задан матрицей инциденций:

.

Требуется:

1) построить граф;

2) построить какой-либо остов и соответствующий ему коостов графа;

3) записать матрицу базисных циклов и матрицу базисных разрезов графа;

4) проверить ортогональность пространства базисных циклов пространству базисных разрезов графа.

Решение.

1) Граф  содержит 4 вершины и 6 ребер. Символ "1" означает, что ребро выходит из данной вершины, "-1" – входит в вершину.

При построении графа введем обозначения ребер в порядке, задаваемом столбцами матрицы

2) Зададим остов графа, обходя его вершины в направлении ребер. Обход начнем с вершины "1".

В коостов графа включаются все ребра графа, не вошедшие в остов.

3) Система базисных циклов графа включает столько циклов, сколько ребер в коостове, в данной задаче – три цикла. Базисный цикл получают, внося одно из ребер коостова в остов.

Запишем базисные циклы матрицей:

,

где  матрица базисных циклов, соответствующих коостову ,  - ребра коостова,  - ребра остова. Матрица  делится на две части – единичную матрицу  и матрицу . В данном случае все единицы матрицы  взяты со знаком "плюс", поскольку при обходе базисных циклов движение происходило в направлении ребер.

Система базисных разрезов графа включает столько разрезов, сколько ребер в остове, в данной задаче – три разреза. Базисный разрез получают, вынимая одно из ребер остова, остов при этом распадается на две компоненты. Множество ребер, связывающих эти компоненты, и является базисным разрезом.

Первый базисный разрез  получаем, вынув ребро  из остова. При этом остов распадается на компоненты. Первая компонента  содержит вершины 1 и 4, вторая   - вершины 2 и 3. Направление разреза от  к .


Выделив в коостове полученные компоненты, видим, что помимо ребра  они связаны также ребрами  и , причем направление этих ребер противоположно направлению разреза.

Таким образом первый базисный разрез .

Аналогично составляем разрезы  и .

, .

Запишем базисные разрезы матрицей:

.

4) Проверим ортогональность системы базисных циклов системе базисных разрезов. Для проверки выполним умножение матрицы  на транспонированную матрицу :

.

Так как скалярное произведение любого вектора из системы базисных циклов на любой вектор системы базисных разрезов равно нулю, данные системы векторов ортогональны.


Задача 51. Дана сеть:

Найдите максимальный поток и минимальный разрез сети.

Решение.

I. Насыщение потока.

1. Пронумеруем вершины сети.

2. Насыщаем пути из 0в 9:

1) 01479,

условно разрываем насыщенное ребро 14 (показано штриховкой);

2) 01369,

условно разрываем насыщенное ребро 01;

3) 02589,

условно разрываем ребро 25;

4) 0236479

условно разрываем насыщенное ребро 36.

Сеть насыщена и "разорвана". Поток текущий по сети: 5+2+2=9.


II. Перераспределение потока.

Пометим все возможные вершины сети.

1) Вершину 0 пометим "-0".

2) Непомеченные вершины, смежные с вершиной 0, – это вершины 1 и 2. Вершину 1 из вершины 0 пометить нельзя, так как ребро  01 насыщено. Пометим вершину 2 меткой "+0", посколькуребро  02 не насыщено.

3) Непомеченные вершины, смежные с вершиной 2, – это вершины 3 и 5. Вершину 5 из вершины 2 пометить нельзя, так как ребро  25 насыщено. Пометим вершину 3 меткой "+2", посколькуребро  23 не насыщено.

4) Непомеченные вершины, смежные с вершиной 3, – это вершины 1, 6 и 8. Вершины 5 и 8 из вершины 3 пометить нельзя, так как ребро  36 насыщено, а ребро 38 - пустое. Пометим вершину 1 меткой "-3", посколькуребро  13 не насыщено.

Никакие другие вершины пометить нельзя. Вершина 9 осталась непомеченной. Следовательно, найденный поток, равный девяти,  является максимальным.

Соответствующий минимальный разрез разбивает множество вершин сети на классы  и . Все потоки, входящие в  насыщены, выходящие – пустые. Мощность разреза равна девяти.

Похожие материалы

Информация о работе