Влияние рынка на культуру издания учебной книги Б. А. Кузнецов

Страницы работы

3 страницы (Word-файл)

Содержание работы

Влияние рынка на культуру издания учебной книги

Б.А. Кузнецов,

Московский государственный университет печати

Высокий уровень культуры книги был бы вполне достижим, если бы издатели с некоторой долей постоянства заглядывали в соответствующую литературу по редакционно-издательскому делу и следовали бы, как говорит в своей книге “Культура издания, или Как не надо и как надо делать книги” один из крупнейших отечественных специалистов в области книжного дела Аркадий Эммануилович Мильчин, “разумным, обоснованным советам и рекомендациям” в собственной практике.

Только кто же и когда у нас следовал советам? Кто внимал словам Николая Семеновича Лескова: “Всего испытать самому нельзя, и чужой опыт людей, сколько-нибудь стоящий веры, всегда выгоден”. У нас же – каждый издатель самодостаточен, даже если и новичок он в этом “нехитром” деле – книжки издавать. Ведь с детских лет у нас каждый приличный человек по жизни с книжкой шагает, не говоря уж об интеллигенте, тот с ней вообще не расстается. Так что уж говорить об издателе? Каждый у нас “сам с усам”.

Только вот практика наша книгоиздательская, да опять же, личный опыт говорят об обратном: сегодня даже крупнейшие и старейшие (что, естественно, теперь не одно и то же) издательства не столь уж редко позволяют себе очевидный и не совсем очевидный брак и чаще – брак именно редакционно-издательский. Но удивляться тут нечему.

Когда-то, немногим более десятка лет назад, во всем, тогда еще Советском Союзе всего и было-то около 280 издательств. Их продукция и формировала книжный рынок всей страны, в которой проживало на тот момент около 280 миллионов человек: одно издательство на миллион жителей. Понятно, что именно здесь и концентрировались основные специалисты издательского дела, как, например, в издательстве “Просвещение” – высококвалифицированные кадры в области школьного книгоиздания или в издательстве “Высшая школа” – для профессионального образования.

В конце 80-х – начале 90-х годов прошлого века в стране – сначала еще в Советском Союзе, а вскоре уже в Российской Федерации стали формироваться рыночные отношения. Что они дали, к чему привели? В первую очередь – к существенному расширению круга участников книжного рынка, исключая, пожалуй, полиграфию. Во всяком случае, уже в 1995 году в Российской Федерации действовали (именно действовали, то есть, выпускали книги, а не только имели лицензию на издательскую деятельность) около 5000 издательств. Применительно к учебному книгоизданию это означало неизбежное крушение монополии таких издательств, как “Просвещение”, “Высшая школа” и других специализированных на учебной литературе издательств, что вскоре и произошло. Мало того, в связи с реорганизацией самой системы российского общего образования и введением альтернативных курсов практически по всем изучаемым в школе предметам существенно выросло число федеральных учебников, имеющих гриф Министерства образования. К этому следует добавить учебники регионального образовательного компонента. Счет числа учебных изданий, использующихся в школе, шел уже на тысячи. Росло и число издательств, их выпускающих. Сегодня в выпуске учебников только федерального образовательного компонента участвуют более пятидесяти издательств. Но где взять издательские кадры соответствующей квалификации, ведь именно в этой области книгоиздания особенно необходимо обеспечивать высокий уровень книжной культуры, а значит, нужны и специалисты соответствующего уровня.

Естественно, что на первом этапе расширения рынка учебной литературы именно опытные издательства – бывшие монополисты в области учебного книгоиздания – стали поставлять кадры соперничающим структурам. Определяющей в этом процессе стала экономическая составляющая рынка труда. Но этот источник не мог быть ни долговременным, ни достаточным. В то же время, в отличие от отдельных профессиональных областей, в которых удалось сохранить если не саму систему подготовки и переподготовки профессиональных кадров, то хотя бы ее структуры, в книгоиздании было утрачено практически все, исключая базовые профессиональные учебные заведения высшего и среднего образования, такие, как Московский государственный университет печати, книготорговый и издательско-полиграфический колледжи.

Похожие материалы

Информация о работе