Геодезическое обоснование для стереотопографической съемки масштаба I:5000: Методические разработки, страница 4

- веса ходов, соединяющих узел c номером  i с соседними узлами  К  , m   и т.д..

Веса ходов вычисляются по формуле

                                                               (4.10)


где М  - средняя квадратическая погрешность конечной точки хода, в котором не производится предварительное уравнивание углов, т.е. хода от исходного пункта до узловой точки.

Для хода произвольной формы

                                                                              (4.11)

для вытянутого хода

                             (4.12)

где- расстояния, определяемые по карте, от узловой точки до всех вершин хода, включая начальный пункт (рис.4).

Рис.4

Значение  m   в формуле (4.10) можно выбрать произвольное  с таким расчетом, чтоб веса были величинами одного порядка, удоб­ными для вычислений, выражающимися  2+3  значащими цифрами. Для системы ходов с одной узловой точкой

М



(4.13)


где  n  - число ходов, сходящихся в узле. В прилокении 7   дан пример предрасчета точности системы теодолитных ходов.

5. СОСТАВЛЕНИЕ ПРОЕКТА РАЗМЕЩЕНИЯ ПЛАНОВЫХ И ВЫСОТНЫХ ОПОЗНАКОВ

Проект размещения плановых и высотных опознаков составляется на кальке, на которую ранее были перенесены границы участка съемки, зоны поперечных и продольных перекрытий аэроснимков   и т.д.

Плановыми (высотными) опознаками называют пункты плановой (высотной) съемочной сети, опознанные на аэроснимках. При совме­щении планового и высотного опознака последяий называют планово-высотным. Пункты опорной геодезической сети, опознанные на аэро­снимках, могут являться плановыми (высотными) опознаками в  том случае, если они расположены в требуемом месте.

Такими требуемыми местами являются обязательно зоны поперечных перекрытий не ближе I см от края снимка и по возможности - зоны тройных продольных перекрытий. Вне указанных зон опознаки не располагают.

Плановые опознаки (ОП) проектируют рядами поперек аэрофото -съемочных маршрутов так, чтобы по концам маршрутов было по два опознака каждого ряда по разные стороны от оси маршрута.   Рас­стояние мевду рядами опознаков составляет 160-200 см в масштабе создаваемого плана (т.е. 8-10 км в масштабе 1:5000. Через 60-100 см (4-5 км) в середине маршрута намечается один дополнительный опознак на маршрут (рис.5). При числе маршрутов более трех,гра­ницы участка съемки, совпадающие с направлением маршрутов, обе­спечиваются дополнительными плановыми опознзками через 40-50см в масштабе создаваемого плана (через 2,0 - 2,5 км в масштабе 1:5000). При составлении проекта опознаки следует располагать в границах используемой карты. Опознаки для крайних маршрутов, попадающие за рамку карты, следует нанести схематически.

В качестве плановых опознаков выбирают четкие контурные точ­ки, которые можно определить на аэроснимке с точностью 0,1 мм в масштабе составляемого плана. Не следует для этой цели выбирать контуры, расположенные на крутых склонах и на дне оврагов, кус­ты. деревья

Рис.5

Проектируемые плановые опознаки по возможности совмещают   с реперами нивелирования.

В случае отсутствия достаточного количества четких контуров предусматривается маркировка опознаков (как плановых, так и вы­сотных) . Опознаки располагают в этом случае в зонах перекрытий с учетом наиболее их простого геодезического определения. Маркировке подлежат также пункты опорной геодезической сети.

Маркировочные знаки, выполненные из дешевых материалов,имеют форму креста из четырех лучей, квадра или круга. Размеры знаков в масштабе аэроснимка составляют 0,10 - 0,15 мм.

При маркировке необходимо соблюдать требования Инструкции /I, с.59-60/ .

Количество и схема размещения высотных опознаков (0В) зависят от масштаба фотографирования, высоты.сечения рельефа,харак­тера участка съемки и некоторых других параметров.

При съемке с высотой сечения рельефа 0,5 - 1,0 м высотные опознаки размещают рядами поперек аэрофотосъемочиых маршрутов в зонах перекрытий, как отмечено выше. Расстояние между рядами 0В составляет 2,0-2,5 км (рис.6). Чтобы 0В попали в зоны трой­ных продольных перекрытий, их следует размещать примерно поли­ниям, соединяющим центры снимков разных маршрутов. Снимки край­них (граничных) маршрутов обеспечиваются по схеме полной   при­вязки (рис.7). При съемке с высотой сечения рельефа 2 м высотные опознаки совмещают с плановыми. По наружному краю граничных маршрутов прокладывается высотный ход с обеспечением каждой стереопары двумя высотными опознаками (рис. 8)

                                                    Рис.8

Во всех возможных случаях высотные опознаки необходимо совме­щать с плановыми. Ошибки в опознавании высотных или планово-высотных (ОПВ) опознаков на местности и отождествлении их на аэро­снимке не должны приводить к ошибке отметок более 0.1 высоты се­чения рельефа. Поэтому запрещается проектировать 0В или ОПВ  на крутых склонах, гребнях гор и т.д..

Проект размещения плановых и высотных опознаков составляется на кальке. Сначала создается в карандаше и только после окончатель­ного уточнения положения каждого опознака вычерчивается в туши с учетом условных обозначений (раздел 9).

6. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПЛАНОВОЙ ПРИВЯЗКИ АЭРОСНИМКОВ

Плановые опознаки представляют собой пункты съемочного обос -нования при аэрофототопографическом методе съемки (стереотопографическом и комбинированном). Поэтому после составления  проекта размещения ОП необходимо предусмотреть, т.е. запроектировать ме­тоды определения их координат.

Комплекс топографо-геодезических работ по определению координат плановых опознаков называют плановой привязкой (подготовкой)

аэроснимков.

Плановую привязку выполняют различными геодезическими способа­ми, обеспечивающими определение координат опознака со средними квадратичепкими погрешностями не более 0,1 мм в масштабе создава­емой карты относительно ближайших пунктов опорной геодезической сети. Предельные погрешности не должны превышать на открытой ме­стности и застроенной территории 0,2 мм и 0,3 мм - на местности, закрытой лесом и кустарником.

Независимо от выбранного способа плановой привязки необходимо обеспечить надежный контроль определения координат.

Основными способами плановой привязки являются многократные прямые, обратные и комбинированные угловые засечки  (реже линей­ная засечка), теодолитные ходы, аналитические сети и т.д.